В Николаеве случилось невероятное и очень нужное: активисты Майдана и Антимайдана договорились
не конфликтовать, но патрулировать город, пресекая попытки провокаторов распалить пламя конфликта. Таким образом, первый шаг к предотвращению гражданской войны, ненужной и более чем глупой в данном случае, сделан. Культ жертвы и культ смерти не есть одно и то же.
Каждый идеологический проект состоит из комплекса коммуникативных сигналов, определенным образом действующих на человеческую психику. И каждый идеологический проект должен иметь целый набор разнообразных средств мобилизации: и агрессивных, деконструктивных, и положительных. Когда бойцы Майдана шли в бой, превозмогая страх и помогая раненым выйти из-под огня, господствовал культ жертвы - воины умирали за други своя. Когда горел дом профсоюзов в Одессе, и окружившие его радовались, господствовал культ смерти.
Идеологический проект не есть религия, если религию мы понимаем как способ связи с некоими духовными силами, то идеология предполагает возможность выхода на связь с силами, которые могут подвигнуть на разные действия. Именно поэтому обращение идеологии в религию опасно: она теряет свою психологическую гибкость. Религия есть то, что формируется в каждом индивидуальном сердце, инстинктивно рвущемся к тому или иному источнику духовной, если хотите -психической силы.
Пропаганда войны, которую мы встречаем сейчас везде, есть не просто мобилизация нового проекта. Это мобилизация проекта, являющегося модернизацией старого идеологического проекта, который некогда успел превратиться в религию. Таким образом, мы имеем дело с мобилизацией рудиментов религиозных чувств, вызывающих собственно религиозный гнев и религиозные ссоры между друзьями: ведь мало кого всерьез волнует абстрактный вопрос федерализации Украины, принятие же различных эмоций и духовных сил, мобилизация разных архетипов (если хотите) чувствуется сразу и не может не восприниматься остро. Поэтому такие ссоры и тягучее молчание между людьми с разной позицией по Украине.
Но в случае Николаева мы встречаем новое. Носители разных идентичностей, осуществители разных идеологических проектов оказались носителями одной духовной субстанции, той, которая не дает кривить рот в дьявольской усмешке. И результат оказался хорошим.
Что же из этого следует? Что надеяться на то, что новая кампания братоубийства не будет проводиться долго, есть смысл. Политические методы выхода из кризиса обкатаны мировой историей до автоматизма. Возможно построить и конфедерацию, и условную федерацию с абстрактными правами и конкретными обязательствами, можно федерацию с конкретными правами и абстрактными обязательствами, можно все то угодно. При одном условии: когда рот не кривится в дьявольской усмешке. Когда сознающие свою разность чувствуют родство своих душ.
Есть, однако люди, которым некуда отступать. Мосты жжет, впрочем, та же усмешка. Поэтому если души своими умами начнут воздерживаться от шуток про копченую курицу или упавшее сало, мосты вполне можно выстроить заново.
Но выстраивается новая проблема. Адепт религии, для которого сегодняшние действия есть апогей его связи с силами, толкающими к гражданской войне, адепт, увидевший возможность триумфа своей религии не способен, как правило, понять, что дрова для моста за спиной, и топор еще не вытащен из-за пазухи.
Надеемся, шаг первый не есть шаг последний.
от
dreamhack201212 здесь И прекрасный коммент: "И опять же немногих вменяемых здесь. Хоть одну новость с теггом Украина не захочется из ленты выкинуть не читая("