"Московский тракт проложен до Херсона,
И как-то раз по этому пути
Машина ЗИС, груженая бензином,
Хотела 130-й обойти.
А 130-й шел с боеприпасом,
Вела машину девушка-шофер
Не жми на газ, не трать бензин напрасно,
Сильней у 130-го мотор"
Автор неизвестен
Новость дня на прошлой неделе (уже смешно, ага) "На дорогах Норвегии стало больше электромобилей чем... бензиновых автомобилей)" 125 000 результатов в гугле, репостнули все журналисты, добавив красивую картинку для привлечения внимания, типа такой
Сенсация, хайп и статистика переходов - классика СМИ. Причем, все тексты - как под копирку, переводные, без ссылок на источник.
Для сравнения, поисковый запрос про одного там известного и мега-популярного блогира выдаёт нещастные две тыщщи результатов
*злобно сопит и бормочет сквозь зубы: "Шакалы пера! Гиены ротационных машин!!!"
"Ничоси!" - подумал я (на самом деле конечно жи - "ох тыж ну нихуя себе!", но вдруг нас читают дети) - и когда это они успели? Ведь совсем недавно электричек у них было около 400.000, а весь автопарк - почти 3 млн. машин?!
Беглый поиск по интернету - действительно, уже 750 тысяч электромобилей (а "совсем недавно" было аж два года назад. Летит время...) что на несколько штук больше, чем бензиновых. Но есть нюанс! (с) Кроме бензиновых есть ещё 1.000.000 дизельных и 350.000+ всяких гибридов разной степени гибридности. И это только легковые private cars, плюсом ещё городские фургоны типа "еврогазель", грузовики, автобусы и животноводство! трактора. Без учёта всякой шелупони, мото-педо-квадро циклов и снегоходов - 3,8 млн автотранспортных средств.
Вывод 1: даже при таких ударных темпах перехода на электрички (а в Норвегии сегодня почти 100% новых легковушек - электро, и они дошли до такого всего за 7 лет) "старый" автопарк на ДВС будет обновляться еще лет 5-7.
Норвегия в режиме реалити-шоу хуячит массовый эксперимент по переходу на электрички уже который год, бодро рапортуя о результатах и публикуя всевозможную статистику. А поскольку страна немножечко на отшибе континента, получается довольно изолированная система, где почти в лабораторных условиях in vitro можно за всем этим цирком наблюдать он-лайн.
Чем я с удовольствием занимаюсь и заботливо прикопал в одном из постов ссылку на очень удобный сайт с этой самой статистикой.
Заглянем же скорее в микроскоп, отважный читатель! Чтобы позырить, как в этой уютненькой чашечке Петри зарождается будущее!
Сайт прекрасен кучей всевозможной статистики, аккуратно разложенной по табличкам, можно выбирать разные категории, периоды, фильтры и крутить кубик аналитических разрезов, кручу-верчу хочу-не-хочу. Всё это тутже удобно выгружается в экселевский файл и отдельно, на видном месте - уже сразу готовые запросы JSON для API, сохраняй себе в postman и херачь интеграцию, ну разве они не зайки, мимими. Люблю их!
*скрин сайта кликабельно
Всё бы хорошо, но как то по-скандинавски суховато и скучно - нет огня! Красивой инфоргафики, картинок для тупых, разноцветных диаграмм и графиков. Но не грусти, уважаемый читатель - ведь для этого и существует специально обученный блогир, у которого есть ексель, шаловливые глазёнки, любопытные ручонки и вагон свободного времени) Добавим красоты!
Доля электричек синеньким
Неплохо, на конец 2023 уже 25% и уверенно растёт. Приятно наверное для городских жителей - меньше шума, угарного газа и всяких оксидов серы и азота в атмосфере. Хммм... а насколько меньше они стали жечь топлива?
Для чистоты эксперимента берем весь автопарк* с тракторами и газелями и всё топливо, бензин солярку простую и дотационную "для колхозников" со скидкой, у норвегов такая есть и её много. Добавляю строчку, выделяю диапазон и ексель выдаёт такую картинку:
Вау! Стремительным домкратом снижается сжигание ископаемого топлива!!! Семимильными шагами шагает прогресс по планете! Зелёные эльфы и примкнувшие к ним элои аплодируют, аплодируют, закончили аплодировать. Внимательный читатель начинает подозревать некий подвох...
Хммм... я же только что, сам, своими руками крутил эти циферки и там что-то не было такого "прям вау!". Ну-ка, отдельно продажи на заправках:
Всё верно, снизилось. На 12% за 8 лет.
Ага, вот оно что! Когда скормил табличку екселю - он по-дефолту правую вспомогательную шкалу (1000 литров топлива) начал не с 0, а сразу с 4 200 000. Выставляем на ноль и вот такая реальность:
Гораздо менее радужно, не правда ли?
/*Вот именно поэтому, когда на какой-нибудь презентации вас будут радовать красивыми графиками и рассказывать как космические корабли бороздят наш большой театр - нахер буквы, смотрите цифры. И оооочень внимательно на всяких мутантах отчётности комбинированных диаграммах, где сравнивают бульдога с носорогом.*/
Но как же так-то?! Ведь электромобили, электромобили семьсот тыщщ одних электромобилей! Вот же они!
И пока грета тунберг с одноклассники бегут изменившимся лицом к пруду - а давайте покопаемся в табличках! (*прозорливый, опытный читатель вспоминает о кдпв и эпиграфе в начале поста, на сцене громко стреляет ружьё и к рампе выходя прима-балерины)
2% грузовиков/автобусов жрут солярки больше чем весь остальной автопарк вообще
Да-да, именно эти скромные труженики, незаметные герои и пожиратели солярки. Ведь если легковая жоповозка проезжает в год 12-15 тыс.км расходуя 8-10 л/100 км, за год сжигая 750-850 литров бензина, то фура или городской автобус расчётно в среднем так:
Переводим на электротягу 1.000.000 легковых - минус 12-15%
Электромобилизуем 70.000 фур, самосвалов и автобусов - минус 50-55% потребления горючего
Вывод 2. До начала перевода на батарейки тяжелой техники падения спроса на нефтепродукты "стремительным домкратом" не будет
Ииииииии (*барабанная дробь) - рояль в кустах, заждались ведь уже?
Тесла полурослик Semi начнет серийно производиться только в следующем году, пока завод мощностью 50.000 шт/год выглядит так
основным стопором для перехода на электрические грузовики будет сеть мощных зарядок, потому что заправка Семи выглядит так
и такие прям вот сейчас есть примерно нигде
Так что ждём следующего года)
А хватит ли всем волшебного электричества из розетки?
Расчётно добавляем зарядку автомобилей и отнимаем ея от потребления домохозяйств. Видите? И я не вижу, ибо мизер
*подводит курсор мышки, чтоб хоть как-то подсветить 1,5%
С переводом на батарейки всего, что движется будет около 2.000 ГВт*ч в год или `12-15%
/*Примечание: Норвегия очень своеобразная страна, они жильё отапливают электричеством и дровами (такой вот киберпанк на минималках), поэтому потребление на душу населения там запредельное, в х2 больше чем в США или х4 чем в РФ. */
Вывод 3. Электричества хватит.
Ещё интересней, если на диаграмму добавить вообще все нефтепродукты, включая мазут, авиакеросин и пр:
*одноклассники достают Грету из пруда
Вывод 4. Автопарк потребляет примерно половину нефти и газа.
Уфффф... хватит пожалуй, в принципе - всё, что было по теме, я написал. Вторая часть должна быть про Китай - но там этих циферок ещё больше. Кратко - всё идёт по плану, как и было написано 7 лет назад. Следим за новостями, внимательно смотрим на цифры и получаем удовольствие)
Вывод 5. Норвегия прямо сейчас показывает, как все остальные страны будут жить с задержкой 5-10 лет, а Китай (ну кто бы блядь, сомневался) - как именно он затащит весь остальной мир в прекрасное безуглеродное будущее.
ЗЫ: пользуясь случаем попрошу помощи - кто умеет в SQL, API и прочую кафку, а такжи в дашборды, инфографику и вот это вот всё - маякните пжлст в комменты или в личку, у меня там несколько вопросов (не связанных с постом), попрошу помочь)))
ЗЫЫ в комменты призывается
sigmund_rod а то давно ничего не пишет по теме)
Оставайтесь на нашем канале, лайк, подписка, колокольчик!