Не раз слышала: многие младшие школьники убеждены, что стараться писать грамотно нужно только на русском, а на остальных предметах правила соблюдать необязательно. Сегодня - новое открытие.
Девятиклассник выполняет упражнение на расстановку запятых - старается, разбирает, расставляет. Переходим к диктанту на те же правила - практически все знаки пропущены: ни одного тире между подлежащим и сказуемым, ни одного причастного и деепричастного оборота не выделено. Начинаем разбирать - всё объясняет, говорит правильно.
- Ничего не понимаю: почему же ты знаки не ставишь, если знаешь, где и почему их надо ставить?
- А зачем?
- Как это - зачем? Чтобы текст был грамотно оформлен и его удобно было читать.
- И так всё понятно.
- Возможно, конкретно в этом простеньком учебном текстике. А вообще-то соблюдение правил - знак уважения к тому, кто слушает или читает твой текст: знаки препинания помогают быстро сориентироваться и точнее понять сказанное.
- Так я же слова правильно пишу!
- Это правда. Орфографических ошибок нет. Но этого мало! Грамотность заключается не только в правильно написанных словах!
- Разве? Когда мы пишем словарные диктанты, нам за грамотность отметки и ставят.
- В словарном диктанте грамотность состоит в правильном написании слов. Когда пишешь предложения, грамотность заключается ещё и в соблюдении правил пунктуации - разметки текста с помощью знаков.
- Я не знал... Думал, знаки - это так просто...
- Ага... Декоративный узор... роспись... орнамент...
Юноша буквально замер, прислушиваясь к моим словам. Видимо, открытие осмысливал.