Скоро будет 20 лет как бабушки не стало. А сундук ее до сих пор не разобран, так, берем иногда ее платки, которых там сотни, и раздаем хаер (подаяния) на ее поминках. Она была у меня очень набожная, почти до конца жизни ежедневно совершала пятикратный намаз (молитву), держала уразу (пост), всегда делала садака и хаер (пожертвования. И накопила сундук вещей за свою 95-летнюю жизнь.
Сундук все еще стоит в старом доме, где мы уже не живем.
Кованый сундук заржавел, не выдержал испытаний временем и разностью температур в кладовке.
Решила перебрать вещи, посмотреть не завелалсь ли моль и, возможно, присмотреть себе что-нибудь.
А, также, сфотографировать наиболее примечательные вещи, для истории.
Кстати, многим вещам почти сто лет, они были в приданом у бабушки, часть из них были переданы в приданое маме.
Вот они, изготовленные руками бабушки и ее мамы, моей прабабушки.
Полотенца, сотканные из льна.
Да, сами выращивали лен, делали из него пряжу и ткали холсты, вот с такими рисунками.
Помню из детства, эти полотенца использовались, в основном, в качестве салфеток для гостей во время застолий. Кстати, застолья тогда были значительно чаще, чем сейчас.
Вот эти полотенца попроще:
Помню, в детстве такие висели около умывальника.
Это не знаю, как называются, мама говорит, что вешали на стену для красоты.
Собственно, это те же самые полотенца, но покороче и обшитые снизу кружевами
Ну, да, ковров еще тогда не было, этих атрибутов мещанства, как считают и издеваются над этим, современные, так называемые, эстеты.
Из этой серии домотканых вещей еще должны быть "кошага", которые тоже служили для украшения и вешались под потолком вдоль стены.
Их я не нашла, видимо забрала одна из моих сестер, на память.
Вот эта огромная шаль, называется "сона шале" (шаль для саней). Ее накидывали на голову женщины, когда ехали зимой в санях на лошади.
Шаль очень теплая.
Сейчас на санях никто не ездит, а так пригодилась бы. Если ехали с маленьким ребенком, то шали хватало укутать и маму и ребенка.
А вот два бабушкиных узла с платками, которые она готовила на "смерть", "улемтек" по-башкирски.
Таких узлов несколько. В каждом бабушкина записка на арабском и башкирском языке:
Перевод: поровну раздать на подаяния.
Среди платков в этих узелках много вот таких, красного цвета:
Бабушка почему-то называла их французскими,"француз йоулык", жаль я не распросила ее, почему они так называются. Может узор французский? Или из-за красного цвета? А может такие платки привезли башкирские кавалеристы, как трофей, в 1812 году?
Как бы, то ни было, погуглив, нашла, что эти платки -
музейная редкость.
Вот, не зря я хочу оборудовать где-нибудь, на веранде или мансарде нового дома, домаший музей из предметов старины. Чего им лежать в сундуках и кормить моль?
Есть еще половички, которые бабушка соткала из полосок старых тканей, красивые получились и до сих пор служат:
P.S. А себе я решила взять поносить одну бабушкину шаль.
Тем более, она подходит к пальто, которое я давно не носила, и тоже достала из "сундука", уже своего. Надоели пуховики, а это пальто еще приличное и, вроде, такие опять в моде.
А шали и платки - мой любимый головной убор, неважно в моде они или нет.
Оценим, когда похолодает.