В стародавние времена, в густом лесу, там, где начинается нынешняя река Караидель, жил-был один батыр.
Был он из тех батыров, которые много видели на своем веку, много земель проехали, во многих войнах принимали участие. Когда он в последний раз отправлялся на войну, царь, признавая его героические заслуги перед страной, призвал к себе и сказал так:
- Ты, джигит, спас нашу Отчизну. Спасибо тебе за это. Возьми из моих сокровищ все, что пожелаешь, и вези к себе домой.
- Благодарю тебя, - отвечал джигит. - Мне не нужно никаких сокровищ. Мне достаточно двух вещей, мой царь.
- Милости прошу, сынок, - отвечал царь. - Я готов дать тебе все, что ты хочешь.
- Ты мне, царское твое величество, если можешь, дай свободу, - сказал тогда джигит. - Уеду я куда-нибудь подальше и буду там жить на свободе до скончания своих дней.
- Хорошо, - произнес, подумав, царь. - Над этим мы поразмыслим. Еще какая у тебя просьба?
- Вторая моя просьба - конь. Дай мне, мой царь, вороного скакуна из своего золотого сарая. Будет мне друг на чужбине.
Задумался царь. Обе просьбы джигита оказались непростыми.
- Сказанное слово - что выпущенная стрела, мой царь, не забудь, что ты перед этим сказал.
После этих слов батыра царь велел привести коня и объявил джигита свободным и вольным человеком.
А батыру только того и надо. Вскочил он на вороного коня, ударил стременами и птицей полетел в родную сторонку, к Уральским горам. Сказывают, не было в тех краях человека, который бы не загляделся на его коня, не восхитился тайно или вслух. А там и завидовать начали. Есть друзья, есть и враги, объявились и такие, что не прочь были посягнуть на коня батыра. Тогда-то он и подумал: «У меня есть воля, есть вороной, чтобы сесть в седло. Почему же я должен жить среди этих людей?» И уехал он куда глаза глядят, поездил по земле, а потом обосновался у подножья одной горы. Там вырыл он себе глубокую нору ж стал в ней жить.
К тому времени слава о его вороном коне разнеслась по всей стране. Да и в других странах тоже. Отовсюду приезжали гонцы, чтобы взглянуть на редкостного коня. Разные цари из разных стран присылали своих людей, обещая за коня любые самые дорогие дары.
И тогда вороной сам заговорил человечьим языком:
- Эй, джигит, смотри, не проворонь меня. Давай лучше отправимся в путь. Когда мы в дороге, никто не сможет меня у тебя отнять.
- Нет, - ответил батыр. - Я тебя, мой скакунок, и так никому не отдам. Спрячу внутри вот этой горы.
Он снова стал рыть гору, спрятал там своего коня и завалил сверху громадным камнем.
А люди, желающие повидать коня, шли со всех сторон. Не выдержав печального одиночества, заржал во чреве горы вороной жеребец. Голос его разнесся далеко во все стороны. Услышали его повсюду и пошли на тот голос гонцы со всех концов света. Устроив засаду, они схватили того батыра, обнаружили место, где был спрятан вороной жеребец и стали пробираться в подземелье. Почуяв беду, жеребец стал дожидаться непрошенных гостей. Едва был отторгнут последний камень, как он сорвался с места и стрелой вылетел из своего убежища.
От могучей силы его копыт рухнула гора и оттуда вырвался водный поток. То в одну, то в другую сторону скакал вороной жеребец через густые леса, а водный поток, вырвавшийся из горных недр, бежал вслед за ним, не отставая ни на шаг от его быстрых копыт. Вороной скакун домчался до Агидели и исчез с глаз долой. Никто его больше не видел и не слышал. А вода влилась в Агидель-реку и пополнила ее берега. Вот так возникла Караидель* - нынешняя река Уфа.
* Караидель (Каризел) - досл, Черная река
Нашей реке повезло, у неё целых три названия. По-башкирски она называется Караидель, что значит «чёрная река». На карте она подписана, как р. Уфа. Местные жители обычно называют её Уфимкой. Она протекает через уфимское плато по территории Свердловской области и Башкортостана.