Катастрофа вертолета Ми-8 район им. П. Осипенко Хабаровского края

Jul 03, 2013 01:19



06 мая 2013 года в аэропорт с. Бриакан, района им. П. Осипенко в назначенное время не прибыл вертолет авиакомпании НОУ Хабаровский краевой АК ДОСААФ России вылетевший из п. Тугур Тугуро-Чумиканского района на борту находились 5 человек 4 члена экипажа и пассажир сопровождающий груза.
     Через полтора часа после поступления информации в главное управление МЧС России по Хабаровскому краю на поиски пропавшего вертолета был направлен самолет авиации МЧС России Ан-74. В течение всего вечера самолет со спасателями на борту осуществлял поисковые мероприятия.
    С этого момента начались полномасштабные поиски, в которых были задействованы 6 единиц авиации 5 единиц автотранспорта и более 70 человек.


Утром 07 июня группировка авиации МЧС России была увеличена до 4 единиц, 2 вертолета Ми-8 и 2 самолета, Ан-74, Бе-200. В район имени Полины Осипенко прибыл наземный поисково-спасательный отряд МЧС России по г. Комсомольск на Амуре под руководством опытного спасателя Антонюк Валерия. К мероприятиям по поиску пропавшего вертолета подключилась оперативная группа главного управления МЧС России по Хабаровскому краю под руководством подполковника МЧС России Румянцева Дмитрия.
В течение всего дня до позднего вечера авиация МЧС России со спасателями на борту осуществляла поисковые работы. Путь пропавшего вертолета отрабатывался множество раз, квадрат поиска был расширен на многие километры. В этот день обнаружить пропавшую машину с людьми на борту так и не удалось. Вечером 7 июня оперативным штабом МЧС России было принято решение осуществить опрос охотников промысловиков, спортивных туристов и лесников, проживающих в район им. П. Осипенко с целью получения информации о возможных местах посадки вертолета и уточнения его маршрута с детальной привязкой к рельефу. Инициатором и исполнителем данных мероприятий стал подполковник МЧС России Дмитрий Румянцев. С просьбой оказать содействие подполковник Румянцев обратился к главе муниципального района им. П. Осипенко Кузьмину Сергею Владимировичу. Кузьмин Сергей выделил в помощь двух сотрудников Администрации района обладающих необходимыми знаниями местности, навыками нахождения в дальневосточной тайге и специальной подготовкой.
Оперативным штабом выдвигались различные версии исчезновения вертолета:-  В результате поломки приземлился на небольшом участке по пути следования в с. Бриакан. - Потерял ориентиры и ушел в сторону от маршрута. - Потерпел крушение упав в воду. и.т.д Поиски осложнялись крайне обостренной паводковой ситуацией, наличием сложного горного рельефа и обильной растительностью дальневосточной тайги.
- В течении всего вечера и ночи 7 июня нами был организован опрос охотников промысловиков через охот угодья, которых проходит линия воздушного сообщения из п. Тугур в с. Бриакан. - сообщил подполковник МЧС России Дмитрий Румянцев - Опросив местных жителей нам удалось получить значимую информацию в результате правильно скорректировать маршруты поисков авиации МЧС России.
8 июня в 9 часов 30 минут на поиски пропавшего вертолета направились два борта авиации МЧС России Ми-8, к ним присоединился вертолет местной авиакомпании «Орлан», в это время в небе уже более двух часов работали самолеты Ан-74 и Бе-200. Вертолеты, выйдя на заданный курс, поочередно подлетели к селу Бриакан, после направились по маршруту пропавшего вертолета. Хабаровский борт МЧС России начал обследование западного склона Кольтоурского хребта по направлению вдоль реки Нимелен к п. Тугур, вертолет МЧС России из Южно-Сахалинска стал вести поисковые мероприятия с восточного склона Кольтоурского хребта так же по направлению к п. Тугур. На борту каждого из вертолетов находилось по четыре человека спасателей для ведения наземных поисково-спасательных мероприятий, а так же выделенные в помощь двое сотрудников Администрации муниципального района. Наземные поисково-спасательные  отряды были укомплектованы всей необходимой спецтехникой для ведения поисков не только на суше, но и в акватории рек и озере.
Ведя поисковые мероприятия, сотрудник, выделенный в помощь спасателям, заметил похожий на обожженный, участок леса. Участок просматривался не отчетливо, и понять был это пожар или просто такой цвет имеет листва деревьев, было невозможно. Экипажем незамедлительно принято решение пройти повторно над данным участком. Вертолет развернулся, снизился и, пройдя над местом, в 11 час 23 минуты обнаружил место катастрофы. Действительно с высоты определить, что это место катастрофы было невозможно. Густо заросшая сопка, густые кроны деревьев, сплошной подлесок и небольшой размер самого участка скрывали от посторонних глаз место трагедии.
Определив координаты, борт из Южно Сахалинска на мари в 5 км к северо-востоку от места катастрофы высадил группу спасателей. К этому времени подошел второй вертолет, высадив вторую группу так же в 5 километрах значительно севернее места катастрофы. Обе группы незамедлительно начали движение, в сторону места надеясь застать на месте живых людей. Добравшись до места катастрофы, спасатели развернули поисковые мероприятия. Место падения вертолета Ми-8 авиакомпании ДОСААФ было выжжено, везде лежали обломки вертолета. Груда искореженного метала, разлетевшийся на многие сотни метров груз рыбы и самое страшное фрагментированные останки людей. Живых на месте не было…
Два следователя СУ СК на транспорте, входящие в состав поисково-спасательного отряда МЧС России начали проводить осмотр места происшествия. Место представляло собой выжженную огнем поляну размером более 100х100 метров, густые кроны деревьев, обильная растительность затрудняли ведение следственных действий.
В результате детального осмотра места удалось детально восстановить картину трагедии.  06 июня 2013 года вертолет авиакомпании НОУ Хабаровский краевой АК ДОСААФ России выполняя незапланированный, рейс из п. Тугур - с. Бриакан двигаясь по привычному маршруту, вдоль акватории рек. Встречным курсом в п. Тугур в районе места Гупта что на реке Тугур летел вертолет той же авиакомпании, небольшой радиообмен, веселое приветствие друзей и коллег короткий доклад о месте нахождения в диспетчерскую службу, все это стало последними словами экипажа злополучного коммерческого рейса. Судя по месту происшествия, по какой-то причине вертолет летел на предельно низкой высоте пытаясь перелететь сопку. Не набрав считанных метров, лопастью основного винта зацепил верхушку двадцати пяти метровой лиственницы, обрубив её примерно на 20 см. В результате удара о лиственницу три крайние секции лопастей по 15-20 см обрубило. Площадь опоры воздуха на лопасти загруженного рыбой вертолета резко уменьшилась. Вертолет резко просел в лес начал рубить лопастями основного винта большие деревья, стремительно и на огромной скорости летя к земле. Одна из лопастей основного винта от удара об большое дерево обломилась, машину резко развернуло боком и на большой скорости швырнуло на землю. Протащив по склону сопки вверх примерно около 50 метров, у основания вековой лиственницы вертолет остановился. Мелкие обломки и груз вертолета разлетелись почти по всему склону. Разлившейся из баков керосин воспламенился, уничтожая огнем остатки винтокрылой машины.
В ходе поисков удалось обнаружить фрагментированные останки 5 человек.
Во время спасательной операции в течение почти 4 часов над местом падения вертолета кружил самолет МЧС России Бе-200, обеспечивая бесперебойную радиосвязь с оперативным штабом МЧС России. Позже к месту катастрофы прибыла третья наземная группа МЧС России и трое сотрудников, оперативного штаба которые осуществляли помощь и организовали бесперебойную видеосвязь с Главным управлением МЧС России. Кроме того заброску, эвакуацию спасателей и обеспечение осуществлял экипаж вертолета МЧС России из Южно-Сахалинска. Ювелирная работа в условиях густой растительности, сложного рельефа и порывов ветра указывали на однозначный профессионализм экипажа. В результате последние выполнили 5 рейсов к месту катастрофы, обеспечив необходимым оборудованием спасателей и следственную группу СУ СК России на транспорте, а вечером эвакуировали останков погибших и отряд спасателей.
Рассуждать о том, что стало реальной причиной катастрофы вертолета Ми-8 авиакомпании НОУ Хабаровский краевой АК ДОСААФ России предстоит следователям военного СУ СК России я же попытаюсь провести некое сопоставление фактов и обстоятельств, произошедших в этот день. Как стало известно вертолет, принадлежащий авиакомпании ДОСААФ, вообще не должен был находиться в районе им. П. Осипенко, а тем более выполнять каких либо коммерческих рейсов из п. Тугур. Руководитель регионального отделения авиакомпании, от каких либо комментариев по данному поводу отказался. Как рассказал один из очевидцев из числа местных жителей п. Тугур, вертолет Ми-8 АК ДОСААФ выполнял коммерческий рейс по вывозу рыбы предпринимателю, зарегистрированному в районе им. П. Осипенко, неполадки с машиной возникли еще в п. Тугур. Взлететь машина смогла только с третьего раза, как говорят эксперты, причиной этому могло послужить неисправность основных агрегатов или что вероятнее всего перегруз. К слову сказать, экипаж был очень профессиональным, тысячи налетанных часов, бортинженер из числа бывших испытателей знал машину не понаслышке. С третьего раза пилоты, подняв машину в воздух, направились в свой последний путь. Опрошенные накануне ряд охотников промысловиков рассказали, что данный вертолет они часто видели пролетающим над охотугодьями.
- он часто летал на низких высотах, как бы огибая рельеф. - рассказал охотник промысловик Николай - Вертолет можно было определить по звуку, как работает двигатель, сначала появлялся характерный звук, а после и сам вертолет с характерной раскраской.
Машина была старая, налет часов уже давно превысил допустимую норму, систематически продлялась его эксплуатация. Следствие рассматривает две основных причины авиакатастрофы вертолета, в результате технической неисправности и пресловутый человеческий фактор, основанный на ошибке пилотов.
Я же считаю, что в погоне за заработком руководство авиакомпании ДОСААФ пренебрегло не только жизнями экипажа, но и пассажира находившегося на борту. Недолжный контроль, неудовлетворительная эксплуатация техники, выполнение «коммерческих» рейсов, а так же плохое состояние авиапарка привели не только к этой трагедии. Меньше чем через три недели 27 июня 2013 года самолет Ан-2 этой же авиакомпании при выполнении рейса г. Хабаровск - п. Самарга из-за отказа двигателя совершил жесткую посадку в районе п. Некрасовка Хабаровского края только чудом и благодаря мастерству экипажа жертв удалось избежать. Следственным и надзорным органам стоит задуматься, что же все-таки происходит в НОУ Хабаровский краевой АК ДОСААФ России. Вообще тема малой авиации на дальнем востоке периодически становится главными новостями различных информационных новостных программ, практически во всех авиакомпаниях региона авиапарк старый. Техническое состояние многих из машин оставляет желать лучшего. Эксплуатация машин осуществляется в тяжелых условиях Дальнего Востока. Неудовлетворительный надзор со стороны государства за деятельностью коммерческих авиакомпаний малой авиации. Все это приводит к трагическим последствиям. Что-то уж часто в последнее время в малой авиации региона происходят авиакатастрофы и различные авиа происшествия.

1. (изучение маршрутов поиска группа №1)


2. (вертолеты МЧС России перед вылетом)


3. (вертолеты МЧС России, находятся на частично затопленой паводком взлетно-посадочной полосе АК "Восток")


4. (высадка поисково-спасательной группы №1, 5 км от места катастрофы)


5. (связь с самолетом Бе-200 МЧС России)


6. (место катастрофы вертолета Ми-8 АК ДОСААФ)


7. (место катастрофы)


8. (помятый термос с остатками чая принадлежащий одному из погибших)


9. (обувь погибшего с борта разбившегося вертолета Ми-8)


10. (часть шасси, сгоревший фюзеляж и хвостовая балка вертолета)


11. (хвостовая балка разбившегося вертолета)


12. (лопасть основного винта)


13. (шасси вертолета и часть хвостовой балки с остатками предупреждающих надписей)


14. (часть фюзеляжа вертолета)


15. (работа спасателей, поиск останков пятого пассажира)


16. (общий вид места катастрофы)


17. (часть хвостовой балки)


18. (часть хвостовой балки)


19. (работа спасателей)


20. (надпись на фюзеляже)


21. (задний винт)


22. (подготовка тел погибших к транспортировке)


23. (часть двигателя вертолета)


24. (работа спасателей как она есть)


25. (сбор и упаковка приборов вертолета)


26. (спасатель МЧС России)


27. (руководитель оперативного штаба Румянцев Д. видеосвязь с главным управлением МЧС России)


28. (эвакуация тел погибших)



29. (шасси вертолета)


30. (выход к вертолетной площадки)


31. (вертолет МЧС России Южно-Сахалинск)


32. (эвакуация группы спасателей и погибших)


33. (эвакуация группы спасателей)


p\s В период подготовки статьи снова пришла новость о катастрофе вертолета Ми-8 только уже в Якутии, по данным главного управления МЧС России на борту находились 28 человек погибли 24 человека выжили 4. Самое страшное, что на борту находилось 11 детей. И снова малая авиация и снова на дальнем востоке.

image Click to view



им. П. Осипенко, ми-8, катастрофа вертолета, катастрофа

Next post
Up