Семь зимних сказок

Feb 05, 2021 15:24


С фильмами у меня всегда были отношения своеобразные.
В кинотеатры я хожу исключительно ради компании.
Поскольку на настоящей момент компании нет, в кино в последний раз я была в 2005.
Ну, плюс-минус год.
С тех пор в моей жизни - только сериалы на компе.
Про сериалы - разговор отдельный...
Так что фильмы - это детство.
Поэтому вспоминать я сегодня буду именно фильмы-сказки, причём зимние.
Оговорюсь сразу: это именно мой личный рейтинг и мои личные впечатления.
Составившиеся на момент просмотра и с тех пор не изменившиеся.
Цифры после названия - год выхода фильма.
7. Новогодние приключения Маши и Вити, 1975.


Смотрела на зимних каникулах, по обязаловке.
Учительница литературы решила, что мы с каникул должны принести сочинение, и именно по этому фильму.
То есть в конце четверти нам был выдан листок с вопросами!
О чём фильм, почему он так называется, за что понравился Витя, за что понравилась Маша, на кого из них ты хочешь быть похож и почему.
Я в то время была девочка большенькая, восьмой класс, меня сказки вообще интересовали мало.
Тем более - такие, про младшую школу.
Быть похожей я если и хотела, то на Бабу-Ягу, ей хотя бы можно жить в избушке одной и не смотреть всякую чушь.
То есть отношение к фильму заранее было негативное.
Таким оно и осталось.
На просмотр наложилась жутчайшая простуда, с температурой и стаканом горячего молока с маслом.
То есть плаваешь в полусне-полубреду, в тебя вливают это мерзкое пойло, а на экране дебильные дети куда-то лезут.
Заумный нереальный Витя, безапеляционная жестокая Маша, какие-то поющие звери...
Магия против техники, мне само противопоставление диким казалось.
Блин, 75-ый год, а дети - с открыток про пятидесятые.
В то время даже в деревнях школьники так не одевались и не разговаривали!
Наверное, этот фильм и не мог стать "моим", я выросла раньше, чем он появился...
6. Морозко, 1964.


Смотрела в начальной школе, вместе с классом.
Еле досидела сеанс.
Лепечущая главная героиня, которую все шпыняют.
Такая чистенькая, прилизанная, аж плюнуть хочется!
Папенька её, которому чужая баба дороже собственного ребёнка.
Глав-злодейка, натирающая моську собственной дочери свёклой.
Дочка глав-злодейки, пускающая слюни над петушком на палочке.
Мордатый парень в вышитой рубахе, по которому все сохнут, с бараньими волосами.
Ну не нравятся мне блондины!
И хитроглазый старик с вопросом "Тепло ли тебе девица?", бодро бегающий в огромной шубе среди ёлок.
Я почему-то ни одному из них не верила, несмотря на нежный возраст.
Не бывает таких людей, даже в сказках.
Такое впечатление, что это куклы: как только вышли из кадра, их сразу на полочку ставят.
Потому что вне кадра у них жизни нет.
5. Снегурочка, 1968.


Опять же началка, на новогодних каникулах.
У меня дома была коробка грильяжа и новенький трёхтомник свежеподаренноно Носова, а пришлось идти в кино.
Мне и сама сказка не очень нравилась, если честно!
Слепили девочку из снега, лялькались с ней, одевали-кормили-поили всю зиму, а весной она ожидаемо растаяла.
Своих детей Бог не дал - сироту бы взяли, чем в куклы играть.
Фильм снят по опере, совершенно детям 1-3 класса скучной: нафига детям все эти страсти-мордасти?
Взрослые люди со взрослыми заморочками...
Сложный для детей фильм: для маленьких - слишком оперный, для постарше - слишком сказка.
4. 12 месяцев, 1972.


Добротный детский фильм, правда, несколько дидактический и прямолинейный.
Но - хотя бы без фальши!
Понятные узнаваемые месяцы, занятые своим делом.
Несчастная безответная девочка, поставленная в безвыходную ситуацию.
Ей поставили задачу - она её выполняет, а что делать?
Мама с дочкой: они не злодейки, им просто бабла хочется.
И как всегда - чужими руками...
Королева вообще великолепна!
Абсолютная власть развращает абсолютно.
Фильм про то, что детей нужно воспитывать вовремя.
3. Снежная королева, имею в виду фильм 1966 года, потому что остальные не смотрела.


Смотрела несколько раз, и в начальной школе, и в средней.
Очень достоверные характеры, роскошные костюмы, великолепная игра актёров.
Даже эпизодические роли ярки и достоверны.
И близкий сюжет: у тебя забрали что-то твоё, ты это возвращаешь.
И опять же - мальчик напакостил, а девочка исправляет...
Заметили, что фильм - женский?
Действуют, в основном, женщины.
Снежная королева упёрла, Герда пошла отвоёвывать, Принцесса и Разбойница помогают, как умеют.
Мужчины только советуют и рассказывают.
Что забавно: "Витя с Машей" сняты позднее, а этот фильм смотрится современнее.
2. Вечера на хуторе близ Диканьки. Ночь перед Рождеством, 1961.


Про идеального мужчину, готового на всё ради блажи любимой.
Ну, тут что ни персонаж - то шедевр.
И Солоха с её монистами, и Пацюк с его макитрой, и Наталка с её блажью.
Чуть-чуть утрировано, как и положено в сказке.
Но этнография хороша.
И опять же - всем веришь!
Тоже смотрела неоднократно и охотно, и в компании, и в одиночку.
1. Три орешка для Золушки, 1973.


Смотрела с того момента, как вышел на наши экраны: и в кинотеатре, и по телевизору.
И не только ради истории, но и ради картинки: вкусно снято!
Лучший новогодний фильм, по моему мнению.
И уж точно лучший фильм про Золушку из тех пяти, что видела.
Вот насколько меня передёргивает от нашего фильма, настолько же этот могу смотреть в любое время и с любого места.
И дело не в том, что наш чёрно-белый, а чехословацкий - цветной.
Просто наш весь картонный и лубочный.
Картинно-ободранная Золушка, вся такая уработанная и умученная, наивная и блёклая, при этом восторженная и избыточно добрая.
Гротескно-злобная мачеха, откровенно рвущаяся к власти.
Ей на всех плевать, даже на собственных дочек, она просто хочет командовать.
Не ради выгоды - ради процесса.
Затюканный папашка, которому почему-то доверили ответственную должность.
Слушайте, а почему он на этой страшной мегере женился?
Взять бабу с такой внешностью, да ещё с двумя детьми в довесок...
Ведь сестрички-то у Золушки явно постарше, чем она сама.
Фея-крёстная, готовая потратить кучу магических сил: и карету из тыквы, и обслугу из зверья, и одежду из ничего.
Если уж так легко превратить крысу в кучера, то могла бы из мачеху жабу сделать!
Ну, или хоть расстройство желудка той наколдовывать время от времени.
Как крестницу обидит - так на горшок.
С диспепсией быстро силы кончатся, не до мирового господства будет!
Король-истерик, который всё время грозит бросить корону.
Никакущий принц - вот что мы о нём знаем?
Что он любит, чем занимается, с кем дружит, чего хочет, что планирует...
А про Золушку что знаем?
Она ведь ничего не умеет, кроме как горшки тереть да очаг чистить.
Её ведь в эти красивые тряпочки оба раза фея наряжает!
Ну куда такую простушку во главу средневекового хозяйства...
На неё ногой топни - она и уползёт в свою раковину.
Будет не плакать, а петь.
Сроду ничего не решала, пассивная жертва.
Между прочим, главное событие - бал для выбора невесты принцу.
В средневековом замке.
И века там средние, судя по костюмам.
Брачный возраст в то время - 15 лет, ну, чуть старше.
Вы верите, что нашей Золушке 15 лет?
Я вот не верю, ей намного больше.
Янина Жеймо, конечно, прекрасно справилась с поставленной режиссёром задачей: наивная, простодушная, добрая, неконфликтная.
Но не подросток.
Нельзя в 37 лет в кино сыграть подростка в кино!
В театре - запросто, а здесь камера и крупный план.
В глазах видно и годы, и пережитую войну.
Золушка получилась восторженная и унылая одновременно.
И о чём сказка, где тот намёк, который урок?
Терпи, молчи, глотай слёзы, потом придёт фея - и всё будет, как в сказке.
Куклы.
Причём куклы картонные, плоские.
Я чувствовала вот это несовпадение возрастов актёров и героев, и эта разница мне мешала.
Я всегда остро реагировала на фальшь...
Поэтому главная героиня из "Трёх орешков" впечатляет намного больше.
Она живая!
Нормальная девчёнка-подросток, в меру шебутная, в меру нахальная, в меру осторожная.
Понятно, что в 19 отыграть подростка проще, не так и велика разница в возрасте, три года - не двадцать.
Вот про неё я верю, что она - дочка лесника: и по деревьям лазит, как белка, и на коне по бездорожью скачет, и из лука стреляет.
Ладит с животными, доброжелательна с людьми.
Сама решает, что ей делать, сама за это ответственность несёт.
И с бала убежала не потому, что время вышло: просто получила всё, что хотела.
Прогулялась по дворцу, посмотрела на монархов, потанцевала с принцем.
Одевается, кстати, тоже сама, без всякой волшебной палочки.
Король с королевой в этом фильме тоже вполне себе живые: она держит его под каблучком, не забывая, что он - монарх.
Он благодарен ей за мир в семье и ребёнка.
Никто коронами не швыряется и истерик не закатывает.
И принц - вполне себе вменяемый парень, спортивный и чуть нахальный.
Шкодит с друзьями, сбегает у уроков, троллит учителей, любит охоту.
Мачеха, которой просто хочется повыгоднее пристроить свою дочку.
Можно подумать, сейчас мамы другого хотят!
И дело ведь заканчивается не свадьбой, там про любовь не говорят, даром что из последнего орешка свадебный наряд выпадает.
Ей 15, ему чуть побольше - какая свадьба?!
Пообщаются, обручатся, там  посмотрим.
Но почему-то хочется верить, что у них всё будет хорошо.
И вот в этом фильме мораль есть, причём не произнесённая дрожащим голосом.
Её, как и положено, каждый ищет сам.
Будь честен, не сдавайся, люби окружающих, будь добр ко всем, не бойся быть собой.
Делай всё, что можешь, нельзя складывать руки молитвенно...
И не жди сказочную фею!
Фей на всех не хватит:)

#наулицезима, спорю, на улице - зима, пражизнь

Previous post Next post
Up