Про "бессмысленную и беспощадную" школьную летнюю практику.

Nov 19, 2020 12:53


На самом деле бессмысленной была только первая летняя школьная практика!
Ну, с натяжкой можно поставить вторую, после пятого класса.
Вернее, частично бессмысленной - пололи и девочки, и мальчики.
Оно мальчикам надо - отличать культурное растение от пырея и лебеды...
Девочкам хорошо, они знали, зачем ухаживают за полоской льна, а мальчики за что страдали?
Проблемы неравноправия волнуют не только женский пол, но и мужской, и скандалы в этом случае шли нешуточные!
Чтоб убрать яблоко раздора, директор школы пошёл на маленькую хитрость.
В школах тогда был так называемый общественно-полезный труд.
Он вроде как не обязательный, без оценок, но попробуй отказаться!
Кроме привычного всем дежурства по классу и школьной столовой, школьникам вменялось собирать лекарственные травы.
В основном - побеги сосны, берёзовые почки и ольховые шишечки.
Причём сбор этот шёл в конце зимы.
Ладно ещё почка, её с санитарной вырубки брали.
Старшеклассники под руководством лесника валили мелкий сорный березняк, обрубали ветки, загружали в машину и притаскивали это добро в школьный спортзал.
А мы потом рассаживались вокруг этих куч и общипывали мелкие острые почки.
Нащипать нужно было полстакана, процесс скучный, продолгованый и грязный.
Ощипаные прутья забирал комунхоз, из них делали мётлы для дворников...
Но хоть в тепле работали!
Сосновую почку нам никто в школу на лапнике не привозил, за ней мы бегали на край торфяника.
Но она намного больше берёзовой, сто граммов набрать нетрудно: главное - время выбрать.
А вот ольховых набрать было трудно!
На дерево не залезешь, только те, что ветром оббиты...
Мелкие и лёгкие, да ещё и хрупкие, а принимали только целые и без веточек.
Пока налазишься по лесу за добром - становишься на снеговика похож.
Собирали, притаскивали в класс, потом это всё стекалось в кабинет биологии, там сортировалось-сушилось-паковалось.
Потом наш Кузнечик относил собранное в аптеку и там сдавал, получая взамен справочку с печатью о том, что школа сдала N кг лекарственного сырья в счёт положенных по плану.
Справками отчитывались перед РОНО в конце учебного года.
Лазить по зимнему лесу в поисках нужного сырья не хотелось никому!
Да и простывали мы после этого.
Что сделал директор школы: он разрешил собирать не только зимой, а круглый год, и сдавать в аптеку самостоятельно, получая взамен справочку, что ты сдал N граммов.
Справочку отдавали классному руководителю, а та передавала их Кузнечику, ответственному за сбор.
И все вздохнули с облегчением...
Аптеке было хорошо, потому что приток лекарственных трав был постоянным и разнообразным, а не только три названия зимой.
Нужны же не только берёзовая почка и ольховые шишки!
Нужны ягоды шиповника и рябины, нужен подорожник и зверобой, льнянка и мать-и-мачеха...
У аптеки-то тоже свой план был, и за него строго спрашивали.
Потому как экономика была плановой для всех.
Хорошо было классным руководителям: они просто ставили плюсики в журнал, их никто не терроризировал на педсоветах.
Хорошо было Кузнечику, учителю биологии: хранить бумажки всяко проще, чем возиться с сортировкой-сушкой.
И теперь можно было разложить бумажки, перевести граммы в килограммы и обменять раз в месяц пачку бумажек на справку о сдаче сырья.
Хорошо было школе - мы всегда перевыполняли план.
А уж как нам хорошо-то было!
Во-первых, сдал 20 г сухой травы - закрыл один день отработки.
Во-вторых, мы сами решали, когда и что собирать: в аптеке на стене висел стенд с образцами - что, когда и почём.
В-третьих, что  было для нас самым важным: мы не просто носились по лесу - мы работали.
Потому что травы мы отдавали аптеке не просто так, а за деньги.
Чем больше сдал - тем больше получил.
Работа перестала быть бессмысленной!
Знаете, как здорово идти в кино на свои собственные, не клянча 10 копеек на билет у родителей...
Некоторые за лето успевали на два года вперёд практику отработать!
Это я к чему веду: общественно-полезный труд в школе может быть для личной пользы, и нет тут никакого противоречия.
Просто думать надо:)

по волнам моей памяти, спорю, детское, в ответ на..., #блогерскаяосень

Previous post Next post
Up