Заглянул давеча в букинистический магазин, где обнаружил вот такую книжонку
Издательство «Детская литература», 1982 г.
Адресована книжка детям младшего школьного возраста. Я не мог пройти мимо…
Если закрыть глаза на тенденциозность и излишний пафос, свойственный советской литературе, эта книжка и в наши дни еще интересна и поучительна. Автор выступает то в роли историка, то инженера, а то и бывалого речника. Рассказ построен в виде беседы взрослого с ребенком в ходе теплоходного путешествия по Волго-Балту.
Где-то рядом ощущается присутствие художника, который быстро переносит на бумагу все увиденное с борта теплохода.
Экскурсы в героическое прошлое Ладоги, в историю Мариинки и Волги, не перегруженные датами и подробностями, живое изложение в виде беседы делают книгу действительно увлекательной и доступной детям.
Красной нитью через книгу проходит мысль о том, что советский человек подчинил себе природу и способен управлять ею, изменять ее по своему усмотрению и на пользу себе. И строительство Волго-Балтийского водного пути представлено как красноречивый пример такой «сверхвозможности» человека.
Книга вполне соответствует духу времени и написана для будущего строителя коммунизма, для которого нет никаких преград, в сердце которого нет места сентиментальности, если поставлена глобальная задача - совершить научно-технический переворот, изменить сложившийся веками миропорядок. Отсюда и с гордостью произнесенные слова:
Следов прошлого ко времени издания книги там действительно уже не было, за исключением одной единственной церкви Рождества Христова в бывшем селе Крохино, по самые окна стоящей в воде. Автор наверное ее просто не заметил...
Или вот еще:
Однако сейчас, заглядывая в прошлое, нас интересует не только ЧТО сделано, но и КАК, какой ценой были совершены все эти глобальные преобразования, созданы водохранилища, возведены монументальные сооружения ГЭС и шлюзов.
В результате строительства только двух гидроузлов - на Волге (Рыбинская ГЭС) и Шексне (Шекснинская ГЭС) - было затоплено свыше 700 населенных пунктов, в том числе печально известный город Молога. Под водой оказались монастыри и церкви, каждая из которых по-своему являлась уникальным образцом каменного зодчества. Сотни тысяч людей лишились своей малой родины, вынужденно переселившись в другие места, оказались в иной среде, порой даже не дружественной. Под водой оказались и их усопшие предки, т.к. перенесение кладбищ перед затоплением было большой редкостью, так что до сих пор на берега водохранилищ волны выносят человеческие останки.
Но все это моральный аспект, который для строителя коммунизма был второстепенным, а может и третьестепенным. Страна жила по принципу «Партия сказала: надо!». Оставалось лишь воодушевленно ответить «Есть!» и, засучив рукава, взяться за работу.
Если мой ребенок, увидев когда-нибудь эту книгу на полке, захочет ее прочитать, я не стану ему препятствовать. Но я расскажу ему и о трагической стороне этой истории, нарисую объективную картину.
Иногда мне встречаются люди, которые при упоминании затопленных сел, деревень, храмов или безжалостной эксплуатации труда заключенных при строительстве гидроузлов начинают возражать, что, мол, цель оправдывала средства: широкие глубоководные речные пути обеспечили сокращение доставки грузов из одной точки страны в другую, они позволили увеличить грузооборот, что имело положительный экономический результат; гидроэлектростанции обеспечили электричеством не только крупные заводы и фабрики, - свет, наконец, зажегся в домах простых людей. Все это верно. Но, увы, в погоне за светом материальным человек погасил в себе свет духовный, назвав этот истинный свет тьмой и невежеством. Поэтому, говоря, например, о Кирилло-Белозерском монастыре, автор даже боится написать слово «монастырь».
Увы, в наше время уже не пишут книг для детей о достижениях отечественной науки и промышленности, о грандиозных стройках и замечательных людях. Видимо, просто не о чем писать… Отделы литературы для детей завалены пестрым бессодержательным барахлом со страшными физиономиями западных мультяшных героев на обложках. Видя мамаш, покупающих своим чадам эту гнусь, так и хочется воскликнуть: «Люди, очнитесь! Кого вы вырастете!?»