Электра. Венская опера, 5 декабря 2017

Dec 17, 2017 16:23

"Женщина с топором" - так я обычно называю Электру, это соответствует не только образу Электры, но и музыке Штрауса.
Иногда мне кажется, что "Электру" я люблю больше, чем "Саломею". Из-за брутальности и агрессии.

image Click to view


Я с удовольствием слушаю эту оперу каждый раз когда у нас ее ставят, и часто включаю дома или во время рабты (в наушниках, конечно).

То, что я услышала последний раз в театре очень трудно передать словами. Что я могу сказать однозначно - это было очень громко. Так громко я по-моему вообще еще ни одну оперу не слышала. Петер Шнайдер громко дирижирует, но Инго Мецмахер его превзошел.
Напомню, "Электра" написана для самого большого оркестра, по крайней мере долгое время так было. Не знаю, может быть сейчас есть оперы для бОльшего оркестра.
"Громко" еще не означает "хорошо". Но было действительно хорошо - экстатично, демонично, экспрессивно, брутально. и главное - очень "музыкально". за бесконечными "форте" всегда была слышна музыка, все великолепие штраусового мелодизма.

Пели: Электра - Елена Панкратова, Хризотемис - Гун-Брит Баркмин, Клитемнестра -Вальтрауд Майер, Орест - Йохан Ройтер.
Это наверняка сегодня один из лучших составов.
Впервые услышала Панкратову на сцене. Она мне очень понравилась в роли Кундри, в записи из Байройта. Несмотря на все неоспоримые достоинства вокала этой певицы, я не осталась счастлива на 100%. Наверное, все же Мецмахер перестарался с громкостью оркестра. Хотя он ни разу не "заглушил" Электру, все-таки она оставалась как бы в тени. Хотя и это не точное определение. Электра не может быть в тени, если она умеет хорошо петь. Возможно, мне показалось исполнение Панкратовой несколько "скованным", тем более что она заменяла другую певицу (должна была петь Херлициус, а я ее не люблю, она "орет"). Но все равно вокал и тембр Елены Панкратовой мне очень приятны, ее "комфортно" слушать. Это очень критичное умение, особенно для партии "Электры", где тяжело не перейти на крик.
Гун-Брит Баркмин я уже слышала в этой роли и мне она нравится. Она очень эмоциональная певица, экспрессивная, много двигается, очень "живая" на сцене, и ее голос такой же "живой", как она сама, прекрасно подходит для роли сестры, жаждующей совсем другого, вместо кровавой мести.
Про Вальтрауд Майер я много раз писала, что это моя любимая певица вообше и навсегда. И я только сожалею, что ее карьера заканчивается. Роль Клитемнестры она исполняет так же высококлассно как и другие. И бесспорно это так же одна из ее лучших ролей. Слушать и смотреть на нее сплошное удовольствие.
Орест в исполнении Ройтера был очень похож на Ореста в исполнении Штрукмана. Мне понравилось. Жаль, что роль маленькая.

Постановка как была скучная и неуместная во многом, так и осталась таковой. Но при таких исполнениях, она меня не очень волнует. Главное - не мешает. Главное, чтобы и дальше нам такие сильные составы подбирали.

Вот, наверное, и все, что  я бы могла сказать о том вечере.
Мои собственные "дни Штрауса" в этом году так прошли. Сначала была "Сломея", потом "Дафна" и, наконец, "Электра". Так бы и я их и слушала регулярно из года в год.
В этот раз они совпали с "женским домининрованием" в моем музыкальном сезоне и Штраус оказался в большом резонансе с Альбаном Бергом. "Воццека" я слушал в октябре и писала о нем, также слушала наконец-то впервые на сцене цикл "семь ранних песен" в исполнении Барбары Ханниган.
И после Штрауса у меня были и Берг и Барбара, и Лулу. но об этом еще потом.

theater, stop, opera, strauss richard

Previous post Next post
Up