Барбара Ханниган в Вене пела песни Венского Модерна 10 октября 2017

Oct 18, 2017 21:54

Фемины все еще наступают на классическое искусство в этом моем сезоне!

Барбара Ханниган - женщина-оркестр приезает к нам с концертами но вряд ли я дождусь ее в опере, хотя бы в ан-дер-вин. Поэтому я решила убить нескольких зайцев за раз, а именно
- увидеть и услышать Ханниган на сцене
- врага надо знать в лицо. это я уже про свое отношение к классическим Lieder, которые, как известно, я официально ненавижу. я понимаю, что члены клуба ненавистников песенного жанра под клавир возможно перестанут меня уважать после этого отчета. тем не менее, рискну продолжить. должна же я была хоть когда-нибудь ЭТО услышать, чтобы предаться чувствам не только искренне, но и с чистой совестью.
- список композиторов меня воодушевил. все хорошие люди. непонятно только зачем они песни писали. ну возможно, чтобы дамам в салонах было чем развлекаться.


Арнольд Шёнберг - четыре песни, опус 2, 1899
Антон Веберн - пять песен на стихи Рихарда Демеля, 1906-1908
Альбан Берг - семь ранних песен, 1905-1908

пауза

Александр Землинский - 7 некоторых песен, 1895-1900
Альма Малер - 4 некоторые песни, 1900-1910
Хуго Вольф - 4 песни из цикла на стихи Гётте, прим. 1875

первое что бросается в глаза - это то что почти их всех зовут на А. особенно хороши типы в первом отделении. мне до сих пор не приходило в голову что у них такие созвучные имена - Арнольд, Антон и Альбан.

на самом деле, самое первоеЮ что бросается в глаза - это конечно Альма. ее песни очень редко исполняют.
забегая вперед скажу, что это в общем очевидно. но все равно было интересно ознакомиться с ее творчеством, чтобы все же убедиться, что Густав был прав.

Брабара - женщина многоталантливая, с редкостным вокальным талантом, артистизмом. Но еще Барбара женщина крайне умная. это бросается в глаза всякий раз, когда я ее слушаю. это видно по тому как она обращается с музыкальным материалом, как она составляет программу. и в конце концов, как она исполняет.

исполняла она очень проникновенно и осмысленно. мне очень понравилось. от хулиганистой crazy girl не осталось и следа. был превосходный модерн и нудноватый, как и положенно, поздний романтизм.
превосходная дикция и артикуляция.
я только в самом конце поняла, что вообще-то это очень смело, и в некоторый степени даже с вызовом - канадская певица поет в вене песни венского модерна, это же один из местных граалей и публика местная беспощадна. но она справилась с этим репертуаром просто прекрасно.

Сами песни.
Опус номер 2 Шёнберга мне даже понравился. Там я действительно услышала чувственность в музыке, соответстсвующую некоторой загадочной или скрытой или даже наоборот, подчеркнутой эротичности стихов. интересные песни.
Веберна слушать было тяжело.
Зато Берга я оценила и полюбила заново. Именно после Веберна, за то что Берг - это все-таки Берг, а не Веберн. Кроме того, этот цикл "семь ранних песен" я знаю и по своему местами долюбливаю. Правда, под оркестр.
А второе отделение оказалось скорее поздне-романтичное, оттого не столь интересное, динамичное для меня. И чем дальше, тем обратней в романтизм. Увы.
Землинский еще более-менее. Альма - самонное компонирование. Хорошо, конечно и типа для того времени скорее всего "модно", но ничего особенного. Я понимаю, почему Густав ей запретил. Я даже могу предположить его побуждения. Альма была всегда популярна в творческих кругах и если бы она там начала свои песни распространять, то они бу безусловно попортили бы репутацию ему. В очщем, я считаю, что мир много не потерял. (В отличие от Альмы, но это другая тема).
Почему Ханниган решила включить в этот бесспорно благородный список и Альму (вместо ее мужа, например) - я думаю, чисто из соображений мягкого феминизма. В конце концов, почему бы и нет.
Ну а Вльф на стихи Гётте уж очень романтичен, прям картины Каспара Давида Фридриха перед глазами всплывают. Ну и местами что-то из "доктора Фаустуса" - такая вот банальщина прекрсная.

Не понравился мне аккомпониатор Reinbert de Leeuw. Он наверняка раньше умел играть хорошо, но теперь он по-моему очень стар и чувствительности пальцев не хватает чтобы сделать красивое завершение каждой песни. В остальном нормально.

Зал был полный, в конце бурные овации.

поскольку в ютубе вообще нет барбары исполняющей песни, решила поставить 4 песни Шёнберга в исполнении Лючии Попп, потому что эти песни мне наиболее понравились сами по себе из всего концерта, исключая песни Берга, которые я и так знаю и люблю.
Очевидно, что Лючия Попп поет очень совсем не так как Барбара Ханниган.

image Click to view

berg, lieder, schönberg, fin de siècle, wien, konzert, музыкальный киоск

Previous post Next post
Up