дождались мы и пережили главное оперное событие сезона, "парсифаля".
я пока только коротко.
исполнение было прекрасным. работа бычкова просто отличная, оркестр был невероятно красив и тонок и глубок.
бычков и оркестр получили свои авации начиная с перед 2 акта. (при попытке отдельных злобных бу откуда-то с галлерки, зал взрывался очередными бурными браво).
солисты все хороши, но в таком порядке:
1. Гурнеманц Рене Папе - шедеврален! был самый лучший. нам тут повезло, что на него заменили, по крайней мере премьеру и наш (второй) спектакль.
2. Кундри - Нина Стемме. Тоже шедевральна. все в ней хорошо и правильно, и исполнение, и вопли, и смех, у кундри много сранного поведения и неожиданных звуков.
3. Парсифаль - Кристофер Вентрис. очень хороший парсифаль. Из недостатков - предсказуемость, отсутсвие новизны
4. Амфортас - Джеральд Финли. Тоже очень хороший. Красивый голос, прекрасное исполнение, чувство роли. Из недостатков - мало трагедии и мало драммы. Я предпочитаю у Амфортаса больше экспрессии в исполнении.
Если придираться к Бычкову - то первый акт мог быть чуть побыстрее. В третьем никогда нельзя оркестром заглушать Гурнеманца, тем более Рене Папе.
В течение вечера было очень-очень много красивых мест. Все лирические места просто отлично. Второй акт прекрасен, особенно вступление к нему.
_____________________
постановка.
не получилась. все рассыпается там, разваливается и теряет и логику и сюжет и смысл. нет постановки, есть полная несуразностей очень красиво оформленная сцена.
если попытакться коротко, то разваливается потому что грубо заменены взаимоотношения участников, их положение по отношению друг к другу. "братства" не существует вообще. цель клингзора абсолютно неясна, роль гурнеманца не оправдано смещена, парсифаль в роли психа не убеждает. титурель отсутствует, страдания кундри перекошены в другую плоскость, неизвестно где же настоящая рана у амфортаса и от чего он страдает. непонятен смысл гралья.
в общем, беспомощно достаточно с неумелыми заплатами, там где логики вообще негде взять.
в общем, такое ощущение, что режиссер не понимает смысла оперы вообще. не говоря уж про ее значение.
из хорошего - он хотя бы постарался не мешать исполнению. т.е. никаких экстремов - никто не бегает в трусах или без, никакого секса ни в каком виде, никакого намека на политику, национал-социализм, и прочие скользкие темы.
__________________________
эта постановка мне напомнила вот такой оперный эпизод. прошлой кажется весной в Театре-ан-дер-вин я смотрела Фигаро Моцарта. я увы, так и недописала свои впечатления. так вот было время пасхи, я только неделю назад посмотрела очередного "парсифаля".
так вот действие "женитьбы фигаро" просиходит.... та-там.... в частной психиатрической клинике доктора фройда альмавивы.
перед началом спектакля сцена открыта без занавеса вообще, мы видим среди прочего большую табличку на которой крупно мелом от руки написано: "терапия сегодня - Парсифаль". и непосредственно все еще перед началом увертюры на сцену выходит доктор, зачеркивает "парсифаля" и пишет поверху "Фигаро". Хорошо!, подумала я. Из зала ядовитый скрипучий стариковкий комментарий - "очень весело!". Отлично, подумала я, это именно то, на что рассчитывали.
(комментарий был искренний, не запланированный).
Что я хочу сказать. Не много ли нам психбольниц в операх в вене? не много ли нам вены в операх в вене, в которых к вене нет никакого отношения? у меня все еще перед глазами точно такой же концепт - "вена 1900, + психушка в штайнхофе" в "тангейзере", хотя там концепт намного удачней сработан, конечно.
мне постепенно кажется, что это уже дурное клише. если не знаешь что бы такого поставить, если сюжет мутен и неясен - перенеси все в психушку. с высоты нашего времени, героев любой оперы можно помещат в психушку. героев опер моцарта и вагнера так вообще каждого.
_________________________________
важное дополнение к вчерашнему парсифалю.
когда закончился третий акт и затих последний звук окрестра (как часто нам удается услышать послений звук оперы?).
так вот я настаиваю, когда действительно умолк послдений отголосок звуков оркестра... руки дирежера опустились наконец, .... тишина.... странная тишина.... погас свет и исчезла посденяя картина оперы... тишина.
закрываюшийся занавес..... закрылся.
и вот тогда ..... осторожные сначала, и потом конечно более уверенные апплодисменты.
делаю заявление.
я не помню такой паузы между окончанием оперы и финальными апплодисментами-овациями за поледние более чем 10 лет.
хорошая была пауза, лишь демонстрирующая две вещи:
1. парсифаль в вене гораздо больше чем опера.
2. исполнение было более чем замечательное.