Пер Гюнт, Вернер Эгк, Театр ан дер Вин, 1 марта 2017

Mar 02, 2017 22:55

Это было неожиданно.
Неожиданно хорошо.
Я очень не хочу вдаваться сейчас в рассуждения о натуре и морали Вернера Эгка как композитора и человека, жившего при национал-социализме и служившего ему (?).
С очень большими сомнениями я все же пошла на последнее представление этой, скажем прямо, не часто исполянемой оперы.
ставил Конвичный, в роли Пера Гюнта прекрасный Бо Сковхус. Вы меня поняли.

"Пер Гюнт" в свободном изложении Вернера Эгка это опеа без собственного стиля, но прекрасный коллаж музыкального многообразия первой трети 20 века. Весь модерн от после-вагнера и до начала войны.
пост-романтика, джаз, латино-американское танго и сальса, берлин и вена, америка чуть ли не до голливуда. некоторые даже умудряются там услышать напевый раввинов в синагогах (что очень спорно).
чего там нет - атонала и рихарда штрауса. нет этих кульминационных крайностей.
говорят, много эрнста кренека, но я, к стыду и сожалению, совершенно не знакома с его музыкой. достаточно курта вайля, есть такое. есть корнгольд. и как я уже упоминала неожиданно латино-американское. и немного хиндемита. и философия вагнера, как жеж без этого. кроме австрийских имигрантов и джазовых евреев, есть много хорошего берлинского авангарда. кое-где некоторые слышат чуть ли не генделя. но по-моему это перебор.
в общем, праздник ушам готовым слушать этот период времени. это я.)

построение оперы такое: это пролог и 9 сцен из жизни Пера Гюнта. сцены в хронологическом порядке, но сами между собой не связаны, разделены и временем и музыкальными паузами. каждая сцена имеет свой музыкальный стиль и они не смешиваются. но опера гармонична и не эклектична, слушается очень комфортно и приятно. много красивых моментов, много драматических моментов, много просто интересной музыки.

конвичный, старый лис, очень опытный, не стал сильно перекраивать произведение, когда и прямо поставленное имело все нужные эффекты.
во-первых самая простая мысль, которая лежит на поверхности и которую конвичный не использовал, и правильно, это аллюзия на творчество эдварда мунка. особенно в прологе и первой сцене. там так и просится и "крик" и другие подобные работы мунка с пустыми глазами и полумертвыми лицами. оно все равно вспоминается и без работы режиссера. ок, ну ооооочень отдаленно, конвичный лишь местами дал хору, гостям на свадьбе, костюм северной европы того времени - платья, шляпы. и это было все.

дальше идут устаревшие клише.
клише 1. и сольвейг, и "красноволосую" дочь троля поет одна певица (мария бенгтссон из швеции). это конечно же понятно, что тут воспет мужской любимый стереотип когда в лице одной дамы и святая и блудница. я не очень люблю эту тему, я бы предпочла (и по жизни и в искусстве) чтобы мужчины все же потрудились определиться и не пытались бы сидеть одной ж на двух стульях, так не бывает. тем не менее. этот прием меня не раздражает до тех пор пока не надоест. в случае единственного просмотра, а не репертуарного.
в данно случае, это все мне напомнило "поиск себя, любимого" тангейзера разумеется, скорее чем фауста, с которым по традиции сравнивают ибсеновского Пера Гюнта. в тангейзере тоже иногда венеру и элизабет умышленно поет одна певица.
в опере Эгка две главные женские роли исполнять одновременно можно, они не пересекаются, но тяжело, роли разные по своей динамике и темпу, не говоря уже по характеру. бенгтссон справилась просто великолепно, меняя образ как парик.
клише 2. сольвейг слепа. ох, ну зачем такой примитивный прямолейный выпад. чтобы ввести девочку-поводыря, которую можно в дальнейшем использовать как статистку в разных других сценах?
но тоже, ок. тем более что в самом конце, оказывается, сольвейг ошибалась, думая что слепа, достаточно было снять темные очки чтобы прозреть.

Бо Сковхус, мощный датчанин, экспрессивный и талантливый, настоящий нордический тип, был полностью в своей тарелке, тем более что от сцены к сцене, матерел и взрослел. его исполнение номера про "курочку", это когда он обедневший и опустившийся, где-то в гнуснейшем месте (по конвичному, с детским сексом) пытается снять в очередной раз дочь троля, а она над ним издевается, в этом номере он просто превзошел себя, по-моему.
да и во всей опере, в целом, его исполнение превосходно и мне сказать больше нечего.

остальные в порядке.
оркестр под управлением Лео Хуссейна был вполне гармоничен и динамичен.

был еще момент в опере, 8 сцена, перед судилищем Пера, три черных птицы обсуждают судьбы людей, читая газеты и вписывая туда новости. Эти птицы были полностью параллельны трем норнам из "сумерек богов", тут у меня нет сомнений.

просветление Пер Гюнта на мой взгляд не парсифальное, но вполне тангейзеровое. он ищет сам себя, даже не будучи "художественной натурой", однако являясь натурой экспрессивной, он ищет себя и находит, правда, тут Сольвейг (- параллель Элизабет) не приходится жертвовать жизнью. она так же ждет его, но дожидается и дарует и прощение и любовь.

радио-трансляция, увы, хоть и была, но без толку, ее позже нельзя послушать. жаль, я бы записала.
вототрывок из ютуба, танго и последующая песня про "петушка".

image Click to view



финал я все же как и многие критики, находу слишком слащавым - очень переслащенная, на мой вагнерический вкус, колыбельная:
(Пер Гюнт возращается к Сольвейг, она его ждет, но его все еще пытаются обмануть, говоря, что она его проклинает. он не верит и идет к ней. она счастлива его видеть, все прощает, он спасен)

image Click to view



и еще одно видео, пролог и первый акт, здесь мне очень нравиться песня старика (в дальнейшем троля) и его дочки (красноволосой дочки троля) о "вечном", где-то на 17 минуте, если кому интересно.

image Click to view



вообще одна из тем оперы - время, которое все убивает. как там было в одном римском склепе - когда-то мы были тем что вы есть сейчас, но вы когда-нибудь станете тем что мы есть сейчас..... как-то так.

картинки бы вставить и под кат убрать...
https://www.theater-wien.at/de/programm/production/110/Peer-Gynt/ec1026/Galerie

theater an der wien, theater, opera, 20

Previous post Next post
Up