Den Ring muss ich haben! - Кольцо, Реттль, Вена / Райнгольд и Валькирия

May 18, 2015 11:34

В выходные у нас начался и продолжился первый из вдух циклов. в этом сезоне "Кольцо" представляет Саймон Реттль, ливерпудель, как его метко обозвали немцы.
Начну издалека, моё отношение к британцу непростое. 1. он открыл нам "Тристана". До вчерашнего, Ретль дирижировал в В.О. только "Тристана" и еще раньше "Парсифаля". Его Тристан - был нашим первым и произвел неизгладимое впечатление.
С тех пор я следила за Реттлем в его вагенровских выступлениях. Самым большим и интересным проектом было конечно "Кольцо" в Провансе-Зальцбурге несколько лет назад, и мне уже тогда понравился оркестр с ним, при полном неприятии практически всех солистов. В филармонических концертах Реттль время от времени включает что0нибудь из Вагнера - и каждый раз с безобразными солистами, если они там есть. Иными словами, играет хорошо, но выбор певцов каждый раз дизастер.
2. Живьем слушать ег мне доводилось еще пару-тройку раз у нас в филармонии, Малера если я правильно помню. И каждый раз ничего особенного. Ну так, не плохо, даже хорошо, но как-то "так"..... не впечатляло.
странный феномен, тем более с огромным интересном я ждала его "Кольцо".

С первых таков каждый кто был в зале и хоть что-то понимал в "кольце" ощутил что перед нами "новое" Кольцо. совершенно оригинальная трактовка.
Вступление к Золоту длилось вечно. казалосб, все те миллиорды лет которые прошли от формирования плнеты до зарождения первой жизни. весь этот процесс был продемонстирован нам с высочайшей документальной (!) яркостью. при опущенном черном занавесе - что подчеркивало достоверность. Такого вступления в зале я еще не слышала, а в записи оно просто невозможно несмотря на достижения техники.
И теперь сразу к самому главному перехожу:
Реттль с оркестром изображал все настолько ярко и живописно, что казалосб сцена и певцы - лишние, чрезмерные. Оркестр нам уже все сказал, каждое слово, каэдое движение - было услышано и зафиксировано в зале. Как правильно назвали его работу в критике - камерная музыкальность. все было разложено и расчленено. (но не разжевано, как это бывало у других).
Ретль очень любит яркие эффекты. Но его эффекты все до единого уместны, все абсолютно правильно преподнесены, каждый усилен значительно подготовкой нас слушателей заранее.
Как верно уже замечано, неизвестно, такого ли мультипликационного эффекта желал бы сам Вагнер, но слушалось это потрясающе.
Ложка дегтя. Уже не в первый раз, когда в венской опере ожидается хорошая работа с хорошим дирижером, в яме оказываются странного качества музыканты. Так и теперь мы все не поняли откуда взялся тот сброд который якобы играл на волторнах и басовых кларнетов и фаготов, в общем все духовики слева в яме. Там по-моему не было взято ни одной правиьной нотмы, не смазано ни одного вступления. Школьников туда чтоли посадили, в общем это был ужас что оттуда доносилось, особенно в "золоте рейна".
Но как часто бывает, все вместе взятые ложки дегтя не смогли испортить восторженного впечатления, когда за пультом мастер и орвекстр в целом имеет мощную техническую базу. (все остальные группы были прекрасны, и сильно мотивированы и очень гибки и послушны дирижеру).

Впервые за последние годы я по настоящему оттянулась на всех симфонических проигрышах, на всех цвишеншпилях, вступлениях и финалах, ибо тут оркестр выдавал просто фейерверк.
Какая мучительная была погоня в первом акте валькирии, какой симфоничный был спеск в нибельхайм, какой двусмысленно-пафосный был вход в вальхалл, какое было вообще все.

ВО второй части напишу про певцов. Все очень неровно, нет среди них (да и вообще нет нигде) ктобы был на уровне Реттля и его оркестра.

rheingold, theater, stop, walküre, opera, der ring, wagner

Previous post Next post
Up