Wien Fin de siècle - От Schrammel до Новой Венской школы. Через Брамса.

Dec 13, 2013 14:59





Меня сильно заинтересовало, что делал человек играющий на челло на этой фотографии. Т.е. что делает там к примеру Фриц Крайслер, почему-то и так очевидно, он сюда вписывается со своим "розмарином" и прочими сладостными музыками.
Но Шёнберг? Он там откуда?

После смерти отца 16-летний Шёнберг вынужден был работать мелким банковским клерком, что безусловно не доставляло ему радости. В этот период Шёнберг продолжил тем не менее свое музыкальное образование, он обучился игре на виолончели.
…by playing a large viola fitted with zither strings as if it were a cello. This hybrid
instrument, a viola-as-cello that he held between his legs but on which he used the
violin fingerings he already knew, could perhaps serve as a metaphor for
Schoenberg’s life in music. It was but the first instance in what would prove a
permanent search for resourceful and innovative solutions to problems.
(Allen Shawn, Arnold Schoenberg’s Journey (Cambridge, MA: Harvard University Press, 2003).)

В это время Шёнберг познакомился с Цемлинским, к тому моменту уже имеющему консерваторское образование.
Цемлинский был дирижером любительского оркестра "Полигимния" (Dilettantenorchester Polyhymnia), в котором Шёнберг играл на челло (а Фриц Крайслер на скрипке).
Источники утверждают что именно в это время Шёнберг решил окончательно стать музыкантом
(“…Schoenberg declared himself a professional musician.
Bryan R. Simms, “Arnold Schoenberg,” in Schoenberg, Berg, and Webern-a Companion to the Second
Viennese School, ed. Bryan R. Simms, 131 (Westport, CT: Greenwood Press, 1999).)
Его собственные сочинения становились все более сложными и изысканными с заметным влиянием Брамса.
Однако, новая ориентация Шёнберга была спровоцированна не только восхищением музыкальными работами его современников, а так же интересом к современной литературе, его личными знакомствами с венскими интеллектуалами, а так же дружбой с Цемлинским.
(Schoenberg’s new orientation was provoked not only by his admiration for the
works of his musical contemporaries, but also by a heightened interest in modern
literature and personal contact with Viennese writers and intellectuals, the latter
made possible through his friendship with Zemlinsky.
Bryan R. Simms, “Arnold Schoenberg,” in Schoenberg, Berg, and Webern-a Companion to the Second
Viennese School, ed. Bryan R. Simms, 132 (Westport, CT: Greenwood Press, 1999).)
Шёнберг пишет очень раннюю песню Schilflied (на первый стих из одноименного цикла Ленау Drüben geht die Sonne scheiden).
"The economy of the motivic language may well have been inspired by Schoenberg's early encounters with Brahms's music, but there is in fact little else of a recognizable Brahms style in Schilflied. In the harmonic language, especially, Schoenberg seems engaged in an empirical or intuitive exploration of the kind of chromatic chords he was later to label "vagrant". Extensive use of vagrant harmonies is, of course, a major aspect of the style of Liszt, Wagner, and Wolf, a repertory that Schoenberg claimed to have discovered only in 1898-99". (The Early Works of Arnold Schoenberg, 1893-1908. Walter Frisch)
Эта песня, по словам его детсва друга Давида Йозефа Баха, была написана 1893 году и принесла композитору первое полупризнание. (нет официальных свидетельств в том что это так и было, кроме свидетельства Баха).
Оркестр "Полигимния" наградил песню наградой.
Как понимать эту информацию я не знаю но различные источники на обоих языках говорят только так коротко. К оркестру Шёнберг присоединился только в 1895 году.
Найти запись этой песни мне не удалось.
Зато есть запись другой песни, написанной Шёнбергом в том же 1893 году In hellen Träumen на слова своего друга Альфреда Гольда.
В октябре 1894 года Шёнберг пишет "три фортепианных композиции" (Drei Klavierstücke) ,  его музыкальная карьера развивается.. ну и так далее, ....
И теперь снова та же фотография, но несколько в другом виде, с оригинальными автографами участников квинтета.


Может ли быть чтообы это и был оркестр с гордым названием "Полигимния"? Разумеется нет.Тогда что же это.
А это Шраммель-квинтет.
Что есть Шраммель
Были два брата с одноименной фамилией, Йохан и Йозеф, скрипачи и композиторы. (на фото со скрипками, кликабельно)


Их именем назван музыкальный стиль, широко распространенный с середины 19 века и сильно популярной по сей день музыки в славном городе Вене. Шраммель - это венская народная музыка, любимая простым народом в винных ресторанах (по местному в хойригерах), но и в неменьшей степени всякой знатью принятая к прослушиванию в салонах.
Вот яркий образец классического шраммель. Знающие немецкий язык не удивляйтесь, такой махровый венский диалект (это обязательная характеристика) понять тяжело.
Песня называется "я чувствую запах вина". винная тематика кстати тоже симптоматична.

image Click to view


Сайт-кладовая по всем вопросам касающимся Арнольда Шёнберга сообщил что в коллектив на фотографии его приглашали попилить на челло по субботам. На этом информация заканчивается.
Тут можно сказать что-нибудь в стиле Хармса, дескать, Шёнберг очень любил играть народную венскую музыку. Как попилит на челло по субботам, потом сразу бежить домой свой атонл выдумывать. Так и родилась "Новая венская школа".
Вы будете смеяться, но подобная идея у местных музыкантов регулярно появляется.
Несколько лет назад вышел диск который так и называется "Шёнберг и братья Шраммель", на нем вперемешку записаны традиционные шраммель-мелодии и оригинальные композиции Шёнберга, по большей части из "Лунного пьеро". И вот если внимательно послушать, а это можно свободно сделать на сайте , то совершенно неожиданно становиться очевидно, насколько все это вместе гармонично звучит.
Кстати, а играл Шёнберг на виолончели неважнецки.
Из воспоминаний Цемлинского:

„Jedoch, an dem einzigen Cellopult saß ein junger Mann, der ebenso feurig wie falsch sein Instrument mißhandelte...........  und dieser Cellospieler war niemand anderer als Arnold Schönberg“
"А за единственным пультом виолончелло сидел молодой человек, который насколько пламенно, настолько и фальшиво обращался с инструментмо.... и этим молодым челлистом был никто иной как Арнольд Шёнберг".

ЗЫ. приличный "шраммельный" заезд отчетливо слышится у Рихарда Штраусса в 3 акте "Розового кавалера", в сцене в венском хойригере. особенно пикантно это место звучит если "Октавиан" поет на диалекте.

pasticcio, lieder, schönberg, fin de siècle, wien, strauss richard, 20

Previous post Next post
Up