В дополнение к неоконченному о 9-ой симфонии Малера. Начало и музыкальные примеры были тут:
http://maultasch-a.livejournal.com/721698.html "Я снова играл 9 симфонию Малера. 1 часть - самое великолепное, чт малер написал. Это выражение неуслышанной любви к Земле, страстное желание спокойно на ней жить, ее, природу, полностью прочувствовать и насладиться ею до самых глубоких глубин, до того как придет смерть. И она придет непременно. Вся эта часть построена на предчувствии смерти. Снова и снова она о себе заявляет. Все земное мечтательное увенчается этим (в том числе, каждый раз как новые порывы вспыхивающих усилений после самых нежных мест), наиболее сильно конечно во время чудовищного места, где это предчувствие смерти становится осознанным....."
(Альбан Берг своей жене Хелен, 1923 или позже).
Альбан Берг играл 9-ую по авторской рукописной партитуре. Первые три части этой партитуры он получил в подарок от Альмы Малер в 1923 году. (она подарила этот документ в ответ на подарок Берга ей в виде собственной рукописной партитуры Воццека, если память не врет, это было в другой книге, сейчас уже не найду).
Над одним из пассажей, которые Берг охарактеризовал как "нежнейшие" стоит надпись "O Jugendzeit! Entschwundene! O Liebe! Verwehte!" / "О молодость! Исчезнувшая! О любовь! Промелькнувшая!" / (такт 267-271). Это единственное место помечанное автором "очень нежно но выразительно" и инструментировано соло-струнными пианиссимо. Эта мелодия появляется коротко раньше (от такта 148) и возвращается последний раз как фрагмент коды этой части, подписанная автором "Leb` wol! Leb` wol!" / "Прощай! Прощай!" / (такт 436-439). До публикации факсимилии рукописной партитуры в 1971 эти подписи Малера были неизвестны. Однако, мелодия, над которой стоят эти "заметки" была уже давно идентифицирована. А именно, как измененная цитата темы вальса Штрауса-сына "Freuet Euch des Lebens" /"Райдуйтесь жизни!" /, опус 340.
Дальше идет возможное объяснение почему эта мелодия и эти заметки на полях появились у Малера в 9-ой.
К тому времени Штраус-сын со своими вальсами уже прочно стал символом Вены как Штефансдом. Уже был написан и бесконечно популярен вальс "на голубом Дунае", Штраус числился символом "старой доброй Вены", ее золотого времени, которое, увы, уже было ясно, кануло в прошлое. А Малер и так имел странную привычку бесконечно в своих симфониях цитировать венские вальсы, народные мотивы, (не потому что он их ненавидел, то-то он их так часто применял), а просто как символ времени-места. Хотя конечно очень критически и саркостически и местами зло, смотря как слушать. И не только в 1 части но и во 2 части 9 симфонии тоже.
Еще такая деталь, Штраусс-сын очень любил красоваться на публике, и писал свои вальсы по случаям всяких социальных, политических и культурных явлений. Так вышеобозначенный опус 340 "Радуйтесь жизни" был написан в честь "Общества любителей музыки", известного под названием "Музикферайн". Это та самая филармоническая кантора со своим "золотым залом", откуда передают новогодний концерт все с теми же бесконечными вальсами по сей день. А если серьезно, один из ведущих музыкальных залов мира, если не самый из самых. Но во времена Малера там была так же консерватория, где Малер учился 1875-78 гг.,
Таким образом восклицание о прошедшей юности вполне может относиться в коннотации этого вальса посвященного консерве и воспоминаниям Малера о годах молодости и учебы там. Кроме того, он впоследствии там дирижировал, там исполнялись его собственные симфонии. (Последняя там исполненная им самим - вторая, "Воскресение", в 1907 году, накануне отхезда из Вены). Ну так далее, есть еще ряд моментов, которые замыкают эту дугу связи пресловутого вальса и 9 симфонии Малера.
Тут я пока ставлю точку. Добавлю только нотный пример из книги, я так же упоминала, что в 9-ой цитируется соната Бетховена, оп 81.
Ниже подпись: (а) Прощальный мотив обозначенной сонаты, самое начало. (в) - такты 7-8 оттуда же, (с) такты 227-235 оттуда же. (д) 9 симф. малера, 1 часть, такты 245-250.
_____________________
переводилось и цитировалось по докладу Stephen E. Hefling: "Радуйтесь жизни" - со страхом ожидаемая "девятая". в издании "Густав Малер и Вена" вышедешм под редакцией Райнхольд Кубик и др., в 2010 году.
курсив - мои собственные комментарии.