После сложного "Бориса" первой редакции я подумала вслух, что многим было бы проще развлечься "Кавалерией / Паяцами" при удачных "звездах". Супруг мой тоже подумал вслух, а чего это я его не развлекаю таким образом.
Ну если супругу хочется, то я ведь и развлеч могу. (хотя сама тайно собиралась развлекаться повтором "Саломеи" в новом составе, но от этого пришлось отказаться в этот раз)
Я даже не знаю, что можно написать об эой неразлучной паре опер. Ну и так все все знают.
Мне в очередной раз неясно зачем их дают вместе, они такие разные. Большинство моих знакомых, как мне показалось, предпочитает "Паяцев", а мне нравиться больше "Кавалерия". Потмоу что она оригинальней, натуральней. природней и живее, ближе к жизни. Музыкально естесственно, ближе к жизни. Там меньше арий, и больше мелодий, пусть и почти на один мотив. Ну и что, оно красиво и расслабляет, оно веет жарким сицилианским духом, оно наполняет душу ароматами цветущих апельсинов и сухих трав.
Сама драма до такой степени не трогает, что именно этим и хороша. Это и есть "веризм"?
Отношения "как в кино" - они орут что-то по итальянски и ты не понимаешь, толи они ругаются, толи в любви изъясняются. На самом деле и то и другое делают сразу. Итальянцы. И этим мне нравиться "Кавалерия", даже если не упоминать что я все еще не разлюбила "интермеццо" оттуда.
А "Паяцы" мне кажутся, особенно в этот раз, недоделанным Пуччини. Это другая Италия, но она уже написана другими мастерами. Эта драма, эти страдания, эта двойная игра - она в другой плоскости. Хорошо бы, но есть уже Пуччини.
В таком же ключе выглядит и постановка Поннеля, старая-добрая-классика, мы смотрели как раз юилейное 100-е представление в этой постановке.
Наверное этот способ использовали часто в театрах и используют до сих пор.
Обе оперы происходят в одной и той же деревне примерно в одни и те же годы, на одной и той же единственной площади перед собором. Но декорация меняется: меняется угол зрения, мы смотрим другую историю с другой стороны площади.)) Солдаты, женщины, священникки, дети одеты одинаково. Только яркие цирковые костюмы и антураж вносят резкое отличие в общий вид сцены.
Главным нашим маниакальным удовольствием было выступление несравненной Вальтрауд Майер в роли Сантуцци. Петь ей там немного, по сравнению даже с Зиглиндой, все больше страдать молча. Конечно она была чудесна, что и говорить.
Партнером ее был Петер Зайферт, когда он в финале пел арию прощания с мамой, я еле сдерживалась от смеха. Не в нем конечно дело, а в самой этой арии. Ну по доброму смешно. Хотя вот в исполнении Паваротти - не смешно. Вот собственно, такой немецкой у нас получилась итальянская опера.)
Во втором отделении главного Паяца пел Густаво Порта, и он мне очень понравился! Ну ясно, что не Паваротти (к сожалению, это та беда, по поводу которой эту оперу, как и ряд других, каждый раз тяжело слушать в другом исполнении. Паваротти был непревзойденным). Но если постараться забыть о Паваротти, то Паяц был очень хорош во всех смыслах.
Недда - Тамар Ивери, тоже хорошая, несмотря на огрехи, все равно понравиласб, красивый голос, теперамент, все на месте. Остальные нормальные.)
Дирижировал Ашер Фиш, и филармоники наши с ним играли очень дружно, с ожидаемой экспрессией.
В общем, вечер получился очень приятным во всех отношениях, мы просто музыкально расслабились, что с нами происходит нечасо в опере, учитывая репертуар.
Я убедилась в очередной раз, что раз в несколько лет, на таких операх можно хорошо отдохнуть душой, если поют хорошо.