Борис, Борис, все пред тобой трепещет / Венская опера 30 апр.2012

May 02, 2012 16:01

Мы впервые полушали "живого" Бориса Годунова.
Давно я мечтала об этом. К сожалению, мои ожидания великого искусства не оправдались.




1. Постановка, снятая несколько лет назад по причине своей "неинтересности" была вновь поставлена.
Она оказалась действительно скучной, как и писали все критики о ней всегда.
Неудачная попытка того что удалось Вернике в Зальцбурге в 94, а Вилли Декеру в Барселоне в 2004.
"Мосты" через времена - шапка Мономаха, шитое золотом одеяние поверх костюма чиновника 20 или даже 21 века.
Сценография очень общая и безликая, несмотря на лики с православных икон. Народ - чернь времен перестройки.
Пимен при всех вроде правильных составляющих никак не был похож на православного отшельника, и мне упорно напоминал Шона Коннери в фильме "Имя розы", толи лысиной толи бородкой (Курт Ридль пел Пимена). Келья его была тоже совсем ни на что не похожа, по сути своей, по образу.
В общем, во всем чувствовалось неудача и тоска этой постановки. И даже то что режиссер (Янис Кокос) приехал и собственной персоной руководил перебедлкой постановки под другую версию, никак не спасло от беспомощности солистов. Герои в большинстве своем остались безликими.

2. Но главное в опере  это это музыка. В этом году было "музыкальное переосмысление" оперы (т.е. музыкальная как бы примьера при старой постановке), музыкальным руководителемь которого был молодой дирижер Туган Сохиев.
Из огромного количества существующих версий была выбрана самая первая авторская редакция, в которой нет коненчо же "польского" акта, финального восстания под Кромами, но и которая в принципе намного короче всех остальных (7 сцен, 2,5 часа примерно, без пауз), и которую не касалась рука поздних доработок.
Музыкально опера Мусоргского вот в таком виде звучала так же скучно и серо.
Причин может быть несколько по отдельности, а может быть и все вместе:
- не удавшаяся работа дирижера, сонный оркестр, абсолютно не мотивированный
- собственно возможно и сама эта версия музыкально "сырая", которая не спроста была в последствии много раз переписана.
Я не берусь точно сказать, не я знаю "годунова" столь близко и подробно. Но записи этой оперы слушаю с удовольствием при настроении.

Короче - я была неприятно удивлена музыкальной частью, собственно самой музыкой.
Плохо было все - как-то сыро, несвязно, не хватало величия и гармонии. Был набор отдельных музыкальных кусков. Сами по себе "куски" были ничего, но они не склались в целостное произведение.

3. На всем этом фоне исполнение было в принципе не плохим, но и не хорошим.
Даже мой любимый Курт Ридль удивил своим трактованием образа Пимена. Во-первых Ридль забыл как петь по-русски. (а ведл знал и неплохо!). А во-вторых вообще не был похож на смиренного старца, скорее на потаенного бунтаря, затаившего против Бориса нечто. Может это и правильно? Может собственно Пимен и был тот кто всадил смуту в юную голову Гришки Отрепьева? Может так и надо было? Не знаю.
Про всех остальных скажу в целом что пели нормально но скучно. У всех жутчайший акцент, так что слов не понять. Кроме хора. Хор пел чисто и внятно, даже по русски.

4. Борис Годунов - Фурланетто. Борис - был ярчайшим исключением в течение всего вечера. Я даже не могла представить что Фурланетто так хорошо поет. Настоящий праздник был Борис. Тот случай когда артист  своим собственным, персональным мастерством затмевает всю беспомощность режиссера. Борис все делала правильно и прекрасно. Страдал, умирал - все по настоящему. Я восторглась.
_____________________
Антропологическое.
Если несколько лет назад "Борис" был никому не нужен тут и неинтерестен при этой скучнейшей постановке и со среднестатистическим исполнением, то в этом году имя Фурланетто обеспечило "Годунову" высокую популярность среди оперной публики. При входе билеты не продавали, но спрашивали. Я очень удивилась, пока не ну услышала Фурланетто, это в общем в своем роде сделало весь вечер. Но все равно странно, при плохой постановке и невнятном составе и молодом дирижере.
Но опять, половина зала были русские туристы. Представляю что они подумали...
Но сами виноваты, надо было идти днем раньше/позже на "Кавалерию рустикану" с Майер и ЗАйфертом, был бы им праздник. Я тоже думала про "Кавалерию" но мне "Борис" дороже и важнее в данном контексте.
Хотя конечно "Бориса" надо слушать в Большом или Мариинском.
______________________
Картинки:

Сцена перед Новодевичим монастырем.


"и не уйдешь ты от суда людского, как не уйдешь от божьего суда"


"Еще одно последнее сказание"


"Достиг я высшей власти"


"О совесть лютая, как тяжко ты караешь."


Смешно. Чтож не смеешься, а?


"Лейтесь, лейтесь, слезы горькие, плачь, плачь, душа православная."


"Я царь еще!"


Несомтря ни на что, для меня все равно это был очень важный спектакль, и я рада, что я там была и слушала, и что Бориса пел Фурланетто.

По такому случаю, хочу поставить "смерть Бориса" в исполнении, которое я почему-то очень люблю.
Это концертная запись 62 года. Джорж Лондон

image Click to view


theater, stop, opera, мусоргский

Previous post Next post
Up