Следователи считают Уральскую горно-металлургическая компания Искандера Махмудова пострадавшей от рук предполагаемого поджигателя-манифестанта Михаила Боярищева. Прокуратура Воронежской области передала в суд уголовное дело в котором Боярищев обвиняется в поджоге буровых установок во время прошлогодней акции протеста на месте разведки никелевых месторождений. Интересно, что «поджог», если он был, стал основой для другого скандального дела - о вымогательстве протестующими денег у топ-менеджеров УГМК.
По данным следствия Михаил Боярищев обвиняется в умышленном уничтожении чужого имущества путем поджога (ч. 2 ст. 167 УК РФ). Волгоградец 22 июня прошлого года участвовал в масштабной акции протеста против разработок Еланского и Елкинского медно-никелевых месторождений в Новохоперском районе Воронежской области. Манифестация закончилась штурмом лагеря геологов, а также уничтожением техники ООО «Уралмедьсоюз», ведущего разведку для УГМК. Более того, в время протестов сгорели две буровых установки, а также были серьезно повреждены строения, в которых жили рабочие.
«Боярищев поджигал буровые, перед этим облитые бензином, с помощью обычной зажигалки», - заявили в облпрокуратуре.
Ущерб от действий обвиняемого следствие оценило в 36 миллионов рублей. Но Михаил Боярищев полностью отказывается признавать свою вину.
Отметим, что дело Михаила Боярищева стало первым завершенным расследованием событий 22 июня 2013 года. Ранее региональное управление СКР направляло в суды уголовные дела в отношении нескольких участников акции, нападавших на полицейских, однако до реальных сроков в этих случаях не доходило.
Незавершенным остается и самое скандальное уголовное дело, поводом для которого стал тот же инцидент. В конце ноября в Воронеже оперативники ГУЭБиПК МВД РФ задержали двух известных «антиникелевых» активистов - Михаила Безменского и Игоря Житенева - им предъявлено обвинение в вымогательстве 24 миллионов рублей у топ-менеджеров УГМК. Они якобы в обмен на деньги обещал свернуть протесты. Среди разрабатывавшихся оперативниками фигурантов был, и самый известный лидер «антиникелевого» движения Константин Рубахин. Он, впрочем, формально не является фигурантом дела.
«По нашей информации, перед полицейскими стояла задача любым способом найти виновного. Они его и нашли - в своей базе людей, проходивших когда-то по делам, связанным с поджогами», - заявил господин Рубахин.
Ряд экспертов так же считают, что УГМК любой ценой решила устранить своих противников - защитников окружающей среды. Ведь на кону стоит разработка крупнейших в европейской части России Еланского и Елкинского медно-никелевых месторождений, которая способна полностью уничтожить экологию Воронежской области, при этом заметно обогатив владельцев Уральской горно-металлургической компании.
Видимо, поэтому сотрудниками ГУЭБиПК и следственного департамента МВД РФ и было проведено задержание с поличным активиста движения «В защиту Хопра» Михаила Безменского, который, по информации следствия, совершил вымогательство как минимум 24 миллиона рублей у представителей УГМК за прекращение протеста. Эта операция была проведена сразу после того, как он получил 15 миллионов рублей от представителя УГМК. Ранее он взял у него еще 9 миллионов.
Отметим, что в конце 2013 года экоактивисты снова не допустили начала горных работ на Еланском месторождении в Новохоперском районе. На поле установлен эколагерь, участники которого заявили о недопустимости начала реализации принадлежащей структуре УГМК лицензии по доразведке и освоению Еланского и Елкинского медно-кобальтово-никелевых месторождений. Таким образом, устранение Житенева и Рубахина поможет Махмудову приступить к разработке природных ресурсов и одновременно нанести непоправимый урон Воронежской области.
Так же напомним, что беспорядки в Воронежской области начались сразу после того, как конкурс на разработку последних в Европе никелевых месторождений ООО «Медногорский медно-серный комбинат», принадлежащее ОАО «Уральская горно-металлургическая компания», выиграло в мае прошлого года, победив компанию, представлявшую ГМК «Норильский никель». Чем господа Потанин и Дерипаска конечно не были довольны. По условиям проведенного «Роснедрами» конкурса победитель обязан в течение 14,5 лет построить в Воронежской области мощности для обогащения руды. С момента принятия правительством РФ решения о продаже месторождений в Воронежской области не прекращались протестные действия.
Так или иначе уголовное дело Михаила Боярищева идет полным ходом, пока УГМК делает новые «успехи» - ФАС разрешила компании Махмудова приобрести «Бурибаевский ГОК».