mau

The Slap - про книгу и сериал

Apr 13, 2015 14:19




Чтобы быть честной - этот роман прошел бы мимо меня, если бы американцы не надумали сделать римейк успешного австралийского мини-сериала. И не позвали Куинто вести одну из основных партий. Я не прочитала бы, и было бы очень жаль. Вещь яркая, честная, провокационная в описании обыденности человеческих проявлений, и страстей, и греха. Полезная.
Забирает и озадачивает буквально первый же абзац. Еще ничего не знаем о Гекторе, герое первой главы, а Циолкас пишет о нем вещь простую и внезапную, не принятую в высокой литературе. Так что брови читателя уже где-то на лбу, и мозг принимается думать, как теперь относиться к Гектору? Относиться ли к нему хуже - и за что? Штрих неприятный, но неслучайный и нелишний, в нем ключ к взаимоотношениям Гектора с женой.
И так во всем - Циолкас не дает никаких оценок, он просто рассказывает все, как есть, переходя от одного героя к другому, и те поворачиваются перед нами разными сторонами, как пирожное на вращающейся витрине, только не все грани у людей одинаково аппетитны.
Я пыталась разложить весь этот и простой и одновременно сложный роман, и нарисовала целую Mind map, - и что же? Карта огромна, а не отразила и двух третей всех тем и проблем, поднятых в романе. Но на ней, по крайней мере, есть то, что зацепило меня больше всего. Модели семей, и то, как они встречают и проходят одно и то же испытание - суд над Гарри Апостолу из-за импульсивного поступка.

Ментальная карта по книге Кристоса Циолкаса «Пощечина»:
https://coggle.it/diagram/552235e2c0e468fd0ff16551/781701127a885af6d01d7e619d4173eb01eb4761d012c02c707d8b6fdc5f75ee
(карту можно передвигать "ладошкой", а можно обозреть всю, если нажать одновременно Ctrl и минус - карта уменьшится)

Когда я читала комментарии к трейлерам и превью шоу NBC «The Slap», мне не однажды попалось мнение, что роман написан о людях, которые не вызывают никакого сочувствия, все моральные уроды. И поэтому люди не станут смотреть сериал . Другое дело, что аудитория шоу, кажется, увеличивалась по мере показа, и появились поклонники, которые ждали этих эпизодов каждый четверг - и я тоже. Сериал получился добротным, цепляющим, перформансы внушительными, Зак сыграл ярко и одного из самых заметных персонажей.
Но я с грустью нахожу, что американцы сняли шоу совсем о другом. Они не замахнулись на всю эту сложность, все это красивое и поучительное переплетение человеческих судеб и характеров. А могли бы - с таким отличным режиссером, с такими прекрасными актерами. Только наметили. Этого жаль.




Я всегда буду привязана к образу Гарри Апостолу, роли, которой Заку ни в коем случае нечего стыдиться. Он сыграл ее агрессивно, с куражом и пониманием внутренней мотивации своего персонажа - при том, что сам, лично, он совсем другой человек. Он играл широким фронтом, тронув крайние возможности своего диапазона. Его Гарри то сконцентрирован, как ходячий кулак, полный агрессивной и зажигающей мужественной энергетики, то вкрадчив и источает обаяние, как большой кот. То подозрителен и глядит этак остро и искоса - не держат ли его тут случайно за лоха? То почти теряет лицо в гневе, только что горло не срывает, пытаясь доораться до мягкотелого брата. То подавлен и безмолвен и целую сцену в эпизоде семейного совета играет одной только мимикой, фактически одним взглядом, донося и надежду на умного дядьку адвоката, и смиренную опаску в сторону Айши, и отчаянное сожаление, и сдержанное раздражение Коулой, которая не понимает происходящего, а он-то просто тонет. И стыд на суде, едкий, как кислота, когда до него доходит, что он ударил, возможно, нетрезвого ребенка. Брошенного когда-то своей странной матерью. Вещи для Гарри непостижимые.
Из всего шикарного набора тем американцы взяли только один аспект - инцидент на барбекю, - и рассказали, как могли развиваться события, если из Австралии перенести их на американскую почву. Как этот маленький камешек покатился вниз, обваливая неожиданно половину скалы, которой казался клан Апостолу, а не был - только куча прессованного песка. Финал просто торжество политкорректности - все извлекли уроки, все пристыжены, кроме, может быть, Рози, и даже малышу Хьюго оплеуха пошла, как будто, на пользу. И, смотрите-ка, новая вечеринка, и все снова собрались. Но это сказочный конец, а в жизни, то есть, в романе, все было по-другому.
Богемная семья ничему не научилась и ничего не поняла, и Гэри не опомнился, не стал вести себя, как подобает главе семьи, и уж подавно не спасал мальчика Ричи. Напротив, он и его бесподобная жена едва не убили мальчика Ричи, и Конни предала его так же легко, как легко оболгала Гектора. Друзья от них отвернулись, и художник со своей женой поменяли место жительства, увозя с собой отпрыска. И Хьюго ничему не научился, эта ходячая граната вседозволенности, которая рванет еще не однажды. А Ричи, единственного, у кого хватало терпения и внимания, чтобы проводить время с мальчиком и аккуратно корректировать его, рядом больше не будет. Что показательно - сорвался однажды даже терпеливый Ричи.
Циолкас не ставит оценок, говорят только его персонажи, но в том, чем роман завершился, я вижу позицию автора. Гэри и Рози уезжают, а Сэнди собирается родить Гарри второго ребенка. И вся семья, надколотая судом и старыми проблемами, которые повылезали по ходу дела, объединяется, зализав раны, кто уж как сумел.
PS. Не согласна, что в романе все моральные уроды. Обычные люди, с типичными страстями и ошибками, и слабостями. Знаете, кто прекрасен? Сэнди. Вот женщина, которая любит мужа всем сердцем, таким, какой он есть, горячим в гневе, упрямым в споре, допускающим ошибки. И Гарри бывает прекрасен, когда возвращается в свою семью, к сыну, к жене, и весь проникнут пониманием своего счастья и благодарностью. Забавно - пишешь это - то, что есть, и выходит флафф. А в романе нет никакого флаффа. Но есть вот такое:

Фильм - это была какая-то скучная романтическая комедия - он почти не смотрел. Сидел перед телевизором только потому, что Сэнди держала голову у него на коленях. Чтобы не тревожить ее, он не стал тянуться за пультом.

И такое:

Подъезжая к дому, он поднял голову и увидел, что в спальне горит свет. Сэнди ждала его. Наверняка приготовила для него ужин. Он поест, на цыпочках войдет в комнату сына, поцелует его. Потом ляжет в постель рядом с Сэнди, обнимет ее и заснет. Благодарю тебя, Господи. Он оставил машину в гараже и нажал на кнопку пульта, опуская подъемные ворота. Благодарю тебя, Панагия. Слава богу, он дома.

Стоит сравнить с тем, что творится у Гектора и Айши: «Пусть муж ей не нравился, но она до сих пор считала его самым красивым мужчиной на свете. Вместе они смотрелись потрясающе. Вызывали зависть у окружающих».
Одна из самых весомых мыслей, которая остановила Айшу от развода. Чудо что за основание для супружества.
Добро, что в сериале эту линию уберегли:


fan-заметки, zq, спойлеры, американский менталитет, книги, цитаты

Previous post Next post
Up