Мем (англ. meme) - в
меметике, единица культурной информации, распространяемая от одного человека к другому посредством имитации, научения и др.
Термин «мем» происходит от греческого слова μίμημα, «подобие». Понятие мема и его концепция были разработаны
Ричардом Докинзом в 1976 году в книге «
Эгоистичный ген». Он впервые предложил концепцию репликатора в приложении к социокультурным процессам. Эта теория была описана в его следующей книге «
Расширенный фенотип».
Докинз ввел понятие «мема», используемого им для описания процессов хранения и распространения отдельных элементов культуры. Ламсден и Вильсон в эти же годы предложили концепцию
культургена, которая тоже построена на аналогии между механизмами передачи генетической и культурной информации.
Вертикальная передача идей - это когда человек получает те или иные идеи «в наследство» от предшественников, родителей, воспитателей, через устную передачу, книги, или другие культурные артефакты. Горизонтальная передача идей происходит от человека к человеку и от культуры к культуре.
По существу, мемы - это чистая информация, но их функционирование имеет заметные физические и поведенческие последствия.
Эта идея рассматривается и в книге Дугласа Рашкоффа «
Медиавирус»: мемы рассматриваются в связи с их способностью распространяться по каналам СМИ и Интернет, вызывая социально-значимые последствия (например - влиять на выборы политиков, изменять общественные убеждения, воздействовать на детскую аудиторию и проч.).
Подобно генам, мемы - это репликаторы (replicators), то есть объекты, которые копируют сами себя. Для мемов выживание зависит от наличия, по крайней мере, одного носителя, а воспроизводство зависит от наличия того носителя, который пытается распространить сущность мема. Информационное содержание конкретного мема влияет на ту вероятность, с которой он будет скопирован, производя свой оптимон.
(Осторожно мат! Но всё по делу . . .) Мемы могут видоизменяться (комбинироваться или разделяться), чтобы формировать новые мемы. Они участвуют в борьбе друг с другом за ресурсы (умы людей), и, в результате, подвергаются естественному отбору.
Мемы - это информационно-смысловые единицы, задача которых - повторять себя, размножаться и устанавливать бесконечные связи. Они навязывают нам ложные цели, задают поведенческие модели и диктуют решения. Мы не замечаем, как действуют эти мотивационные механизмы, запускаемые мемами и целыми мем-комплексами, но именно они определяют качество и полноту реальной жизни, которой мы живем каждый день. Использование мемов в профессиональной практике может коренным образом изменить экономическую реальность.