Олег Матвейчев: На случай мирового кризиса у России есть серьёзный козырь

Mar 14, 2020 11:00




Падение рубля вызвало множество обсуждений - равнодушных в отношении национальной валюты почти не осталось. ИА «Новороссия» обратилось к профессору НИУ ВШЭ, философу и политологу Олегу Матвейчеву, чтобы разобраться в ситуации и понять - можно ли спокойно засыпать по ночам, не перебирая в голове последние вести с «валютного фронта» или же трубить о наступающем на пятки кризисе.

ИА «Новороссия»: Какую оценку Вы могли бы дать сегодняшней ситуации с рублём? Паниковать пора? Это недолговременная «неприятность» или же начало долгосрочных серьёзных проблем и трудностей?

Олег Матвейчев: Я напомню, что у нас в своё время было уже и по 80 рублей за доллар и никто не «умер». Было много лишней паники, но на самом деле, экономика не только выдержала, но и благодаря низкому рублю обрела гораздо большую конкурентную способность. То есть наши экспортеры стали больше зарабатывать, повысилось сальдо торгового баланса, стало больше валютных поступлений, и подушка безопасности стала тоже больше. Произошло импортозамещение - то есть огромное количество всякой ерунды, которую нам гнали из Китая и из других стран, заместили местные товаропроизводители, которые сейчас уже даже сами иногда экспортируют в Китай. Таким образом не только в продовольственной безопасности, но и по многим другим позициям это сыграло только в плюс.


Если говорить про данный момент - он ситуативный, связанный с конфликтом, который возник вокруг ОПЕК и всех остальных. Дипломаты будут разрешать этот конфликт и разрешат дальше. Но нам в каком-то смысле всё равно: будет рубль укрепляться - значит нормально (то есть если вернётся к тем значениям), если же будет таким же как сейчас (а он скорее всего замрёт в этом районе - вокруг 70 будет долго ползти) значит тоже ничего плохого для нашей экономики нет. То есть все эти валютные спекуляции и так далее интересуют очень ограниченный круг людей.

Вот вы, например, экспортер или импортер, возите металл за границу или может быть из-за границы привозите какую-то сложную технику? Ни вы, ни я этим не занимаемся. Нас это может затронуть только в аспекте, что может быть чуть дороже будет путешествие за границу. Но часто ли происходят такие путешествия за границу? В конце концов, сейчас заграница стала особо небезопасной со всеми коронавирусами и преступными мигрантами. Гораздо безопаснее отдохнуть в Крыму, на Байкале - где угодно. Проехать по Золотому кольцу и получить не меньшее удовольствие.

Поэтому на рубль, на доллар на эти все скачки я плевал и никогда даже не слежу за этим. И вам также советую.

ИА «Новороссия»: Вы говорите, что история с рублём может отразиться на поездках за границу, а что насчёт цен на товары внутри страны?

О.М.: Это может отразиться на импортных товарах - на товарах, которые закупаются за границей и здесь продаются. Однако таких товаров очень ограничение число и потребителей, которые именно ими пользуются тоже ограниченное число. В целом, основная масса народа этого всего в общем-то особо и не заметит. Потому что многие даже так называемые импортные товары на самом деле здесь изготавливаются. И сборка у них тоже здесь.

ИА «Новороссия»: Есть ли у Вас уже какие-либо прогнозы на ближайшее будущее? Как много времени нужно для стабилизации ситуации?

О.М.: Сейчас есть два сценария. Первый сценарий - если локальный конфликт, который возник вокруг ОПЕК, так и останется локальным. Но он не продлится долго. Максимум я даю вообще года полтора, а скорее всего это закончится уже этим летом. Это связано с тем, как договорятся три стороны: США, арабы и Россия. Здесь есть определенный конфликт - кому нужна какая цена за нефть. Американцам нужна максимально высокая цена на нефть, потому что сланцевые компании после 50-60$ только начинают показывать прибыль. Они все закредитованы, у них огромное количество долгов, им нужны высокие цены - цена 40 их не устраивает, они начинают работать в убыток. Россию устраивает любая цена свыше 40 - хоть 45, 150 и так далее. Арабские Эмираты - их тоже устраивают примерно те же цифры: 50, 60 80 и так далее. Поэтому вопрос: за чей счет, чью долю рынка кто будет как откусывать. Можно вместе с арабами убить американскую сланцевую отрасль, а потом делить рынок между собой, но американцы арабам этого не позволят. Они заставят их договариваться с Россией, потому что никакая любовь к арабам в американцах не заставит убивать свою собственную сланцевую отрасль. Поэтому все равно, особенно накануне выборов Трампа американцы заставят арабов идти с нами на компромиссы. Когда они пойдут на компромиссы и некие новые договоренности по объемам добычи и зафиксируются по цене (значит они зафиксируются в этом же коридоре - от 40 до 50), то и рубль также зафиксируется 65-70 и все так будет длиться. Это был первый сценарий - если вся ситуация будет локальна.

Если же эта ситуация как эффект домино вместе с коронавирусом вызовет вообще мировой кризис, то есть уже не связанный с нефтью и со сделкой ОПЕК, а уже с другими назревшими болевыми точками, которые одна другую зацепят и пойдут рушиться какие-нибудь крупные инвестиционные банки, начнёт раздуваться какая-то гиперинфляция, дефолты каких-то экономик - тогда всем будет плохо.

Однако могу в некоторой мере успокоить - России в этом смысле будет менее плохо, чем все остальным. Да, хуже, чем сейчас, то есть можем упасть на уровень какого-нибудь 2008 года, но у всех остальных будет еще в десять раз хуже. Потому что, в отличие от нас, другие страны не имеют подушки безопасности, а наоборот - имеют огромное количество долгов.

*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), С14 (Січ), ВО «Свобода».

источник

мировой кризис, доллар, нефть, Матвейчев, Россия, ОПЕК, рубль, интервью

Previous post Next post
Up