Новгород навёл на такую еще мысль...

Feb 10, 2020 18:00

Новгород навёл на такую еще мысль. Интересно, что трём - Украине, России и Белоруссии - досталось каждой по одному из Софийских соборов домонгольской постройки. София Киевская, София Новгородская и София Полоцкая. А больше их и не было.

Киевскую строил Ярослав, новгородскую - его сын Владимир Ярославич. А вот полоцкую - Всеслав Брячиславич, известный как языческий волхв и двоевер. Она сохранилась хуже всех - строго говоря, там только фундамент от «той» Софии, потому что еще в XVIII веке ее перестроили целиком и полностью (хотя кирпичи с матерными надписями одиннадцатого века таки остались)). В киевской, кстати, тоже мало что осталось от изначальной - новгородская, как ни странно, самая целая из всех, хотя тоже сильно пострадала, особенно в войну.

Языческая жилка дала о себе знать - в последующие века все главные соборы у нас строили не Софийскими, а Успенскими. София - это слишком абстрактно, неотмирно, это к греческой философии, к Сократу и Платону, это к богословским спорам по поводу никейских и халкидонских формул, это к сложным материям и тонким энергиям. Успение проще - празднуемое в конце августа, это просто главный праздник урожая. «Все успели». Ну а то, что Матери Божьей у нас молятся куда чаще и охотнее, чем собственно Иисусу - это и так все знают. Потому что вера наша русская - она к тому же еще и сплошь и рядом очень женская. Благословен плод чрева твоего.


Тема Софии контрабандой проникла даже в Ислам, где суфии тщетно пытаются всех убедить в том, что «аль-тасауф» произошёл от арабского «суф» («шерсть», как одеяние аскета), но их богословские оппоненты - салафиты особенно - упорно выводят его от Софии (с подтекстом про происки христиан), и, наверное, имеют основания. Мечеть, которую построил Кадыров в Грозном - это, конечно, в архитектурном смысле очевидная «внучка» Софии Константинопольской, через мечети Синана - но ведь и «фамильный» кадирийский тарикат это суфийская традиция.

В нашем русском сознании на этом месте все равно зияющая лакуна. Что такое и кто такая «София Премудрость Божья», и почему самый главный храм христианства был посвящён именно ей, мы не очень-то понимаем. Для нас это скорее мама Веры-Надежды-Любви, опять же понимаемых не как каких-то там древних мучениц, а вполне метафорически: как то начало, из которого они все три происходят. Тоже красиво, но опять непонятно. Икону Софии, написанную в том же Новгороде в 16 веке, пытались даже запретить как неканоническую и еретическую, но она внезапно оказалась чудотворной и догматики смирились. Хотя там София - это очень странным образом трансформировавшаяся Богородица; и в этом смысле догматиков, конечно, можно понять. Софиологи предреволюции - начиная, конечно же, с Вл.Соловьева - исписали на эту тему тонны бумаги, но так никому ничего и не объяснили.

А вот храмы - стоят.

А. Чадаев

храмы, вера, София

Previous post Next post
Up