Момент уничтожения иранского генерала ракетой, запущенной с американского "дрона", запечатленный камерами видеонаблюдения (ФОТО - Ahad TV)
Убийство в Ираке Кассема Сулеймани - высокопоставленного государственного служащего Ирана - с помощью американского беспилотника, уже всколыхнувшее почти весь мир, имеет все шансы обозначить новую эпоху в геополитике.
Отметим среди прочего два особых обстоятельства.
Оружие 21 века - беспилотный ударный аппарат - уже становится над любым законом, национальным или международным, и даже над «старомодной» этикой, ещё недавно считавшейся общепринятой. Убийца находится от жертвы порой за тысячи миль. Для него сцена мгновенного уничтожения многих людей - всего лишь смена нескольких картинок на экране монитора. Кто отвечает за массовое убийство - железная машина, сутками невидимо парящая где-то там, за облаками? Её хозяин? Но на машине нет ни имени, ни адреса того, кто её послал.
Быстрое совершенствование боевых дронов всевозможных размеров, способных перемещаться на предельных высотах на любые расстояния, появляться в любой момент ниоткуда, атаковать в одиночку или стаями, наносить смертоносные удары по руководящим персонам и центрам управления, по объектам критической инфраструктуры (включая химические и атомные) - это угроза глобальной безопасности гораздо более близкая и актуальная, чем даже ядерная война.
Для армий дронов сегодня нет никаких границ - ни государственных, ни политических, ни правовых, ни моральных. Для них вообще нет никаких правил и пределов.
Другой разворот истории - это угроза президента США Дональда Трампа нанести удары по объектам «важным для иранской культуры». Невероятное заявление! Оно фактически повторяет, пока на словах, тактику террористов из «исламского государства», целенаправленно громивших памятники культуры мирового значения в сирийской Пальмире, иракском Мосуле и других местах.
Какие памятники культуры имел в виду Дональд Трамп, говоря о 52 мишенях, намеченных для американских ударов? Может, Персеполь, древнюю столицу державы Ахеменидов, один из драгоценнейших археологических памятников? Или уникальную мечеть Ага Бозорг в Кашане?
Формально этому варварству противостоит международное право. Уничтожение культурных ценностей во время войны конкретно запрещено Гаагской конвенцией 1954 года и последующими протоколами. Это рассматривается как «военное преступление», которое стоит в одном ряду с геноцидом. Но Соединённые Штаты, и раньше не раз переступавшие через международное право, при Дональде Трампе вообще отбросили любые церемонии. Захотят - снесут что угодно. А их европейские союзники, увы, или молчат, или щебечут что-то робкое и невразумительное.
Восхождение новых государственных лидеров «беспредельного» нрава, готовых применять новое «беспредельное» оружие, способно превратить 21-й век сначала в хаос, а потом в сущий ад.
И человечеству надо с этим что-то делать. Причём срочно.
источник