Можно спорить из XXI века: была ли Наталья Гончарова красавицей? Для современников - да. И бесспорной.
Одно из развлечений светской жизни: сравнивать красавиц. Их даже классифицировали.
"Влиянье красоты
Ты живо чувствуешь. С восторгом ценишь ты
И блеск Алябьевой, и прелесть Гончаровой".
Москвички Александра Васильевна Алябьева и Наталья Николаевна Гончарова были ровесницами. Поэтому их одновременно стали вывозить в свет. Алябьеву сразу же прозвали «богиней».
Князь Петр Вяземский называл красоту Алябьевой «классической» (письмо Пушкину от 26 апреля 1830 г.). Почему? Черты ее лица и фигура похожи на античные статуи. Классическая = античная красота. А древние скульпторы ваяли именно богинь. Кроме того, красота скульптур - это некоторая холодность, умение «подать» себя как красавицу.
Как еще называли Александру Васильевну современники? Николай Языков: чудо красоты, украшение Москвы, соперница Геры и Венеры.
Ей посвящали стихи поэты того времени.
Стихи Н. Языкова А. В. Алябьевой.
Обитатели XXI могут удивиться, глядя на ее черты лица: что в ней красивого? Обратимся к мнению тех, кто видел ее «вживую».
В 1832 году Алябьева вышла замуж за помещика А.Н. Киреева. У супругов родились дети.
Крестным отцом детей был император Николай I. Это информация к сведению тех, кто любит искать грязь там, где ее нет.
Император был крестным многих детей.
Красавица немного располнела. Жили в Москве, а в 1836 году приехали в столицу (= Петербург) на Масленицу.
П. З. Захаров Портрет Алябьевой 1844 г.
Александр Тургенев жил за границей и интересовался происходящим в России. Значимое событие - появление на балу красавицы Киреевой - описал ему в письме тот же ценитель прекрасного, князь Вяземский:
Отрывок из письма Вяземского о появлении Александры Киреевой на балу.
Сравнивали трех красавиц: Кирееву (Алябьеву), Завадовскую (Влодек), Пушкину (Гончарову).
Красота обычно с годами блекнет. Возраст и расстроенное здоровье дают о себе знать.
Наталью Пушкину, прожившую всего 51 год, не узнать на фотографиях 1860 года (ей 48 лет).
А как выглядела ее соперница Алябьева в том же возрасте? Остались воспоминания Анны Тютчевой (9 июня 1855):
«У меня была с визитом г-жа Киреева, московская дама, очень известная несколько лет назад своей большой красотой... Она сохранила еще остатки былой красоты и, несмотря на некоторую полноту, ее черты не утратили еще античную правильность. … Когда она с вами говорит о политике или метафизике, хочется сказать ей: «Ах, сударыня, какой у вас красивый нос...»
Что же насчет романтической красоты Натали Гончаровой?
1820-1830-е годы - это время романтизма. Женщина этой эпохи должна быть мечтательной, бледной (здоровье и полнота остались во времена Екатерины II), грустной.
Внучка М. Кутузова, жена австрийского посланника Дарья Федоровна Фикельмон, несколько раз описывала внешность Натали.
Ее красоту называли поэтической, подчеркивая гений Пушкина и «образ, перед которым можно оставаться часами, как перед совершеннейшим созданием творца» (запись в дневнике от 21 ноября 1832 года).
В том же дневнике, который посольша вела для себя, не для публикации:
Отрывок из дневника Д. Фикельмон.
2 типа красоты видны и на примере дочерей Николая I. Современники в конце 1830-х - начале 1840-х спорили: какая из великих княжон самая-самая?
Две старшие - Мария и Ольга - были похожи на отца. Это классическая красота. Бесстрастные черты лица античных богинь:
Великие княжны Мария (в гoлyбoм платье) и Ольга Николаевны (сидит).
А младшая - Александра - это красота романтическая.
Портрет Великой княжны Александры Николаевны.
Что и подтвердила ее жизнь, закончившаяся очень рано. отсюда