Ох, рана: опасная мода набирает популярность у молодежи

Nov 04, 2019 10:00

Подростки добровольно травмируют себя. Процесс затягивает



В Европе развивается мода на легкие порезы и ожоги. В основном среди молодежи. Травмы причиняют себе подростки сами, совершенно добровольно и по собственной инициативе. Медики утверждают, что «процесс затягивает, как наркотики». В чем причина этого явления и что с этим делать - в материале «Известий».

Кровь умиротворяет

«В первый раз это было случайно - в месте комариного укуса почувствовала зуд. Почесать было естественной реакцией. Водила ногтями долго - зуд всё не успокаивался. Усилила нажим - появилась кровь. Я смотрела на нее как завороженная. Появилось ощущение, что прикоснулась к обнаженным нервам и испытала кайф», - Хема Родригес (фамилия по ее просьбе изменена) рассказывает о пережитых чувствах, чаще глядя на свое предплечье, чем в глаза собеседнику.

Рука ее от кисти до локтя исполосована поперечными шрамиками. Ровные - следы порезов ножом. Искривленные - от соприкосновения других предметов, способных прорвать кожу.




«Ощущение запомнилось, захотелось еще. Знаете, так бывает, что кто-то в приступе злости и желания забить душевную боль физической бьет кулаком в стену. Или кусает себе губы. Или решает полоснуть по руке. Неважно чем: ножом, ножницами, гвоздиком, обломком пластиковой авторучки, бегунком молнии куртки… Лишь бы появилась кровь. Это умиротворяет. Постепенно ты понимаешь, что тебе это надо, без этого не обойтись. Это затягивает. Наверно, как наркотик (не пробовала - не знаю). И дешево - не надо денег вообще. И снимает проблемы».

Хема утверждает, что таким кровопусканием лечила всё - от рвоты до депрессии. И показывает ребро ладони, по которому бежит тату: «Каждый шрам строит мой трон». Что за трон - ответа нет.

Острый хайп

Согласно исследованию, опубликованному в британском научном издании Journal of Child Psychology and Psychiatry («Журнал детской психологии и психиатрии»), 27,6% европейских подростков 15-16 лет по собственной воле повреждают свое тело без суицидальных намерений, по крайней мере один раз в жизни. 20% делают это время от времени, и почти 8% занимаются этим на постоянной основе.

За последние 30 лет количество подобных случаев, фиксируемых ежегодно, увеличилось в 10 раз. Эксперты предупреждают о тенденции, которая более чем тревожная, хотя в средствах массовой информации об этом стараются не говорить.

Явление распространяется как пандемия и всё же остается почти незаметным для посторонних глаз, поскольку чаще всего режут, бьют и жгут руки и в тех местах, где они обычно скрыты рукавами рубашки.

Бригада испанских ученых под руководством психолога Даниэля Вега, занимавшаяся изучением этой проблемы, утверждает, что 32,7% лиц в возрастной группе населения страны от 18 до 32 лет подвержены тяге к самоистязанию подобным образом.

«В последние годы произошел сдвиг парадигмы. Самотравмирование, не влекущее за собой самоубийство, исторически понималось как редкое явление, связанное с каким-то серьезным психическим расстройством. Сегодня мы уже знаем, что это - вовсе даже не редкость. И появляется оно не только у людей, страдающих от расстройства психики, - объясняет Вега. - Из анализа их поведения мы знаем, что впервые причинить боль самому себе ради получения каких-то необычных ощущений - можете называть их кайфом, тут точнее термина, пожалуй, не подобрать, - они пробуют в возрасте от 12 до 16 лет. 63% людей, которые сделали это один раз, продолжают повторять маниакальный опыт как минимум год. Исторически считалось, что это было свойственно почти исключительно женщинам, однако теперь «саморезом» увлекаются и юноши, хотя чуть в меньшей степени».

«Это эффективный и быстрый способ уменьшить дискомфорт, вызванный гневом, грустью и беспокойством, и ни в одной клинике мы не можем предложить им что-то настолько же мощное, - дополняет коллегу врач психиатрического отделения барселонского госпиталя Hospital de la Santa Creu i Sant Pau Хуан Карлос Паскуаль. - Строго говоря, феномен этот назвать новым нельзя. Новым надо признать повальное увлечение этим. Раньше мы все-таки говорили о единичных случаях».

Как выясняется, девочки чаще используют методы, которые включают в себя наблюдение за кровью. Как правило, нанося себе порезы или царапины. В то время как мальчики предпочитают намеренно удариться обо что-то или опалить кожу огнем.

Моментальный «приход»

За последние 4-5 лет проблема встала во весь рост, а подпитывается она произведениями популярной культуры - главным образом кино и телевидением. В этом году вещающий через спутники и по кабелю канал HBO представил премьеру телесериала, основанного на книге Джиллиан Флинн «Открытые раны» (Sharp Objects в оригинальной версии).

Главная героиня, которую играет голливудская звезда Эми Адамс, получила множественные травмы по всему телу. Камера акцентирует внимание зрителя на шрамах. Действующие лица рассказывают о происхождении чуть ли не каждого из них в отдельности.

До этого, в 2014 году, британский пианист Джеймс Роудс, сегодня обитающий в Испании, рассказал в книге Instrumental с каким-то особенным упоением о сексуальном удовольствии, которое он испытывал при употреблении наркотиков, попытках самоубийства и «резьбе по телу» лезвием бритвы:

«Самоповреждение не только способствует вашему самоутверждению - оно позволяет вам выразить свое отвращение к окружающему миру. Оно обучает вас контролировать боль и дает возможность наслаждаться ритуалом, заставляет организм вырабатывать всё больше эндорфинов. Это омерзительное, зверское насилие над самим собой - оно похоже на необычное сексуальное приключение. Ты полоснул себе по руке или ноге - эффект наступил моментально, чувствуешь невероятный прилив энергии, душевный подъем. Тебя будто током звездануло. Куда там «приходу» от героина или кокаина - тут всё в разы круче».

«На языке психиатров это называется эмоциональным регулированием, - говорит упоминавшийся выше Паскуаль. - Действие может показаться импульсивным; желание порезаться - возникшим вдруг. На самом деле человек это планирует. Заранее. В нем копятся негативные эмоции - ярость, грусть, тревога, всё что угодно. Снятие этого напряжения остро отточенным лезвием выступает способом уменьшить внутренний дискомфорт. Эффективно и быстро».

В погоне за болью

По статистике, приводимой испанским изданием El Mundo, от 70 до 97% людей, занимающихся самотравмированием, склонны к «резьбе по телу» - ногам, рукам, животу. От 21 до 44% - бьются. От 15 до 35% - обжигаются. И, несмотря на такую тягу к причинению себе увечий, никто из них и в мыслях не держит убить самого себя этим. Скорее они почистят ножом картошку на кухне, чем вскроют себе вены. Но риск суицида подобными действиями, объективно говоря, увеличивается.

Хрестоматийный пример - наблюдающаяся в отделении психиатрии госпиталя Сан-Пау девушка, представившаяся Анной.

Анна «дебютировала» в самотравмировании, будучи всего 14 лет от роду. Причиной послужили избыточный вес и булимия, борьба с которыми обернулась анорексией и нервными срывами вследствие неэффективности лечения названных заболеваний. Сегодня ей 16, и она всё еще не снята с учета: пару недель назад в очередной раз резала себе руки.

Когда она была толстушкой, ее постоянно подкалывали в школе. Вначале добродушно. Постепенно это усиливалось, негативные эмоции стали превалировать над позитивными - подтрунивание перешло в травлю. Она взялась самостоятельно худеть, начитавшись советов в интернете. Среди наиболее радикальных способов значились рекомендации по кровопусканию и причинению самой себе травм.

«От меня стали дома прятать все предметы, которыми можно порезаться: ножи, вилки и даже точилки для карандашей, которые я научилась разбирать лучше и профессиональнее, чем часовой мастер раскручивает ходики, - делится Анна своими «профессиональными» навыками. - Тогда я научилась создавать острые предметы из всего, что попадалось под руку. Могла отломить частичку от каркаса мобильника. Или разбить найденные очки. Или «нечаянно» уронить тарелку. Если я проходила мимо выставленных на улицу каким-то рестораном столиков - могла запросто притвориться, что мне срочно надо завязать шнурки. Присаживалась возле столика, где стояли фужеры или стаканы, и уходила с одним из них. Острые обломки всегда были со мной».

Медленное взросление

В Великобритании селфхарм (self harm - англоязычный термин, как это часто бывает, прижился в русском языке, просто сменив латинское написание на кириллицу) - одна из проблем, о которой трубят психиатры на всех углах. За последние три года, как свидетельствуют результаты исследования, проведенного специалистами Манчестерского университета, количество случаев причинения тинейджерами (возраст от 11 до 19 лет) вреда собственному телу выросло на 68%.

«Речь, естественно, идет о случаях, подвергшихся огласке, - отмечает знакомый с темой корреспондент The Independent Мэй Балман. - Но тенденция ясна. Как, впрочем, и причины ее появления и развития».

В Германии, по данным газеты Die Welt, 35% подростков хотя бы один раз пробовали причинить себе боль режущим предметом. Любопытна динамика изменения пристрастия к самоповреждению в зависимости от возраста: среди 11-16-летних это пробовали 34%, в возрасте от 16 до 18 лет - 29%, от 18 до 20 - 17%, от 20 до 24 - 13%, старше 24 - 7%.

Причины, по мнению экспертов, комментирующих по просьбе издания эти показатели, те же, что и в других странах Европы: жалость к себе, внутренняя неустроенность, желание привлечь внимание и уйти от своих проблем. Речь о получении тинейджерами удовольствия от повреждений тоже ведется, но немцы все-таки больше склоняются к мнению, что «кайф от боли - чаще бравирование перед другими и желание скрыть истинные причины, перечисленные раньше. По мере взросления «ветер в голове стихает», молодые люди устраиваются в жизни и умнеют в конце концов».

По мнению журналистки The Independent (с которым в большинстве своем солидарны психологи и психиатры), во всем виновата социальная неустроенность, возникающая в результате инфантилизма.

«Подросткам (девочкам - в особенности, их среди «саморезов» большинство) хочется переложить решение своих проблем недостатка общения и несчастной любви на окружающих, потребовать от них проявления заботы, жалости, снисхождения и участия. Искать пути решения самостоятельно они не приучены - без железной руки родителей здесь никак не обойтись. Нужна переориентация тинейджера - на занятия спортом (это предпочтительно), на чтение книг (хотя сегодня, в эпоху интернета, это маловероятно - в Сети они скорее нарвутся на фильмы и литературу, изобилующую кровавыми сценами, чем на действительные шедевры искусства)», - убеждена Балман.

И, пожалуй, она права. Спорт требует преодоления, напряжения и даже самопожертвования. «Пусть лучше у меня мышцы болят от нагрузок, чем кожа от порезов», - некоторые из опрошенных подростков, «слезших с ножа», уже признаются своим психологам в том, что нашли путь исцеления.

В России феномен селфхарма тоже присутствует. Хотя не в такой степени распространен, как на Западе (считается, что 4% населения хоть однажды попробовали причинить себе боль сознательно), но, как говорится, тут стоит только начать.

Статистика Google показывает, что только в европейских странах за прошлый год запросы на поиск страниц, где общаются «самоистязатели», составлялись 42 млн раз. Анализ содержимого этих сетевых «клубов по интересам» показывает, что никакой профилактической деятельности с обращающимися там не ведется, всё как раз наоборот, работает на расширение контактов.

«Странно, что демонстрация обнаженной груди в соцсетях обложена кучей запретов сторонниками нравственности, а к страницам, подталкивающим посетителя к нанесению себе увечий, доступ свободный», - сетует испанский психолог Даниэль Вега, подчеркивая, что подобная ситуация сложилась не только на Пиренейском полуострове, но и во всем мире.

Владимир Добрынин
источник

подростки, мода, хайп, кровь

Previous post Next post
Up