Путешествие в Таштагол: путевые заметки

Feb 09, 2014 15:00

Оригинал взят у an_poluhin в Путешествие в Таштагол: путевые заметки
В Таштагол я поехал по работе с лекциями для учителей школ в рамках курсов повышения квалификации. Давно мечтал посетить это любопытное место на карте Кузбасса. Действительность превзошла все мои возможные ожидания (я боялся увидеть что-то вроде испитого населения из некоторых одноэтажных районов Мундыбаша, угрюмых личностей окраин Новокузнецка…). Итак, по порядку.

Автобус вышел из Новокузнецка в 7.10 утра. Всего за каких-то 3 с небольшим часа он доехал до Таштагола. 2/3 салона автобуса было забито радостными любителями горных развлечений, заранее экипированными в соответствии с целью своей поездки. Я даже удивился, почему автобус не идет прямиком в Шерегеш. По лицам молодежи было видно, что гопниками тут даже близко не пахнет. Последнее время почему-то передо мной мелькают примеры появления молодежи нового типа в городе Новокузнецке: их много в соборе Рождества Христова, на различных концертах в Доме творческих союзов, а теперь здесь. Возможно, новое поколение вырывается из пут одиозной модели существования «дом-работа-телевизор-выпивка» и требует для себя чего-то большего, в том числе в сфере удовлетворения духовных, эстетических и увеселительных потребностей.

Меня поселили в Таштаголе в небольшой гостинице на втором этаже автовокзала, где было на удивление тихо. То, что я попал в иной мир, я почувствовал сразу. Главная по гостинице отсутствовала до 15.00 и меня любезно разместила в номере, как потом оказалось, директор автовокзала, которая сидела в закрытом кабинете и услышала мои шаги по коридору. Представьте нечто подобное в Новокузнецке на вокзале, где тоже вроде есть гостиница?! Это сложно вообразить.

У директора 10 школы я тоже наблюдал нечто подобное. Человек не ставит себя над всеми (хотя волевых качеств приструнить какого-либо у неё хватит). У её огромного кабинета много функций. Он всё время открыт нараспашку, даже когда там никого нет. Это означает, что просто не опасаются воровства, хотя в её кабинете постоянно раздеваются различные посетители, лежат документы… Всё так просто, аж хотелось пустить слезу. Как я убедился потом, таштагольцам совершенно чужда ментальность людей больших мегаполисов, которые представляют собой комок вечно чем-то озабоченных персон с их постоянно напряженными нервами, агрессивным характером. Напрочь отсутствует всякая спесь.

Умиляло и приводило в восторг даже внутреннее убранство школы. Лестницы покрашены как в детском саду из моего далекого детства: посредине широко одной краской, а по краям другой. Пол на первом этаже чуть ли не из бревен. Школа практически без современных ремонтов, но всё чисто, аккуратно. А вот вешать табличку на обычный компьютерный класс, что это кабинет имени Главы Администрации Таштагольского района В.Н. Макуты как-то нелепо, смешно и не скромно.

Мне постоянно казалось, что обитатели Таштагола и окрестных поселков - это часть местной природы. Люди как бы слиты с окружающим ландшафтом, который своими красотами, чистым, целебным горным воздухом дает им полноту бытия, делает добрыми и самодостаточными. Население Междуреченска, по сути, сангвиники, до них просто не дотягивает, нет в них таштагольской естественной простоты, непосредственности.

Важно подчеркнуть, что жители Таштагола не свихнулись на гипертрофированном восприятии сексуальной стороны жизни как обитатели наших мегаполисов, когда человек большинство явлений рассматривает через секс, хочет - не хочет, выясняется, кто гей, кто педофил, кто не так посмотрел... Видимо, массированная пропаганда секса как стиля жизни через телевидение, глянцевые журналы, рекламу… (это всё часть мировой глобальной культуры, общества потребления) нейтрализуется той чудодейственной природной средой, которая окружает Таштагол. Город живописно растянулся по долинам чистейших горных рек, причудливые холмы, покрытые лесами, разбивают его на отдельные уютные самодостаточные городки.

Таштагол производит весьма благоприятное впечатление. Опрятен, чист, отремонтированные фасады. Кирпичные кварталы 1970-1980-х гг. весьма живо смотрятся. Повсюду множество магазинов, действуют торговые центры. Мне местные даже с гордостью сказали, что у них есть Мария-Ра! Это целый двухэтажный торговый центр, с эскалаторами и прочими атрибутами современной цивилизации… В городе полно киосков. Никто с ними не борется, как в Новокузнецке и других мегаполисах. Они, как бастионы, плотно окружили городской сад с каруселями, служа ему естественной оградой. Таким образом, Таштагол по развитости сферы услуг мало отличается от современного города. Единственный недостаток: проблема с транспортной доступностью. Маршруток нет, автобусов приходилось ждать долго, они вечно были забиты. Я сразу вспомнил сцены из 90-х: толпа на остановке штурмует длинномер.

В городе множество скульптур, причем самых разных: монументальные советские пропагандистские композиции, резьба по дереву, творения каких-то местных «зодчих» на улице 8-го марта (они мне показались безвкусными истуканами). От их количества порой рябило в глазах. Гвоздь Таштагола - скульптурная композиция «Золотая Шория», которая, по моему мнению, тянет на шедевр мирового уровня (Новокузнецку тут похвастаться нечем). Её автор известный бурятский скульптор Даши Намдаков, который работает в Италии. Его часто показывают на ТВ. Лондон, Астана… гордятся творениями скульптора. Я, как довольный кот, всё ходил и мурлыкал вокруг этой композиции, гладил её… Там есть на что посмотреть! Сама композиция находится в сквере на набережной Кондомы (у Таштагола есть настоящая набережная, что есть прямой укор Новокузнецку!). Удивило, что многие дорожки сквера упираются в теплотрассу и не имеют выхода в город.





Все фото из интернета.

Довелось побывать и в районе городской администрации, окруженной опрятным сталинским кварталом. Само здание администрации (невзрачное строение 70-80-х гг.) испортило площадь с панорамным видом на пригорок, где живописно стоит ДК Горняк.

Огорчило отсутствие возможности посетить Музей этнографии и природы Горной Шории. Основную экспозицию разобрали для размещения какой-то дежурной выставки экзотических существ, каких полно в наших городах. В церкви Георгия Победоносца было безлюдно, я там был один (наверное, для таштагольцев религия - это окружающая природа). Заперт был основной храм (убеждаюсь, Усольцев строить храмы не умеет, ощущение внутри, что ты находишься в печке или в камине), свечку можно было поставить в мутном подвале. Хотя добродушные служители, две пожилые женщины, основной храм мне впоследствии открыли и провели там даже небольшую экскурсию. Как вы понимаете, типичного хамства со стороны служки, которое свойственно для многих церквей, обнаружить в Таштаголе у вас не получится. Церковь и неоязыческий символ «Золотая Шория» соседствуют рядом.

Съездил я и в соседний Шерегеш. Разве я мог пропустить эту туристическую Мекку Сибири?! Мне повезло: мой бывший студент и слушатель этих курсов Борис (родственник известной художницы, поэтессы Л. Арбачаковой по материнской линии) радостно предложил прокатить меня туда на своей машине, когда я стал всех расспрашивать, как добраться. Так бы мне пришлось тяжело: на морозе ждать до 40 минут 101 автобус, штурмовать его, ехать в давке 30-40 минут, а потом в Шерегеше за 150 рублей нанимать такси до горы, так как до неё ещё около 3 километров (о существовании отдельного автобуса до горы из Шерегеша раз в 20 минут я тогда не знал, да его ещё и найти надо). А путь обратно?!

Честно скажу, ждал чего-то типа Роза Хутора, как в Красной поляне. Оказалось всё скромнее и прозаичнее. Много коттеджей-долгостроев. Рядом прямоугольник военного римского лагеря - зона для зэков. Говорят, её хотят убрать. Как мне рассказали, многие шерегешцы живут по две-три семьи в квартирах, на дачах и даже в гаражах, а свою жилплощадь сдают за неплохие деньги толпам туристов. Сутки в выходные за 4-комнатную квартиру стоят до 7 тысяч рублей, на неделе дешевле. Туда иногда набиваются до 20 человек. Вкруговую выходит недорого.

Учителя из Шерегеша порицали всю эту индустрию туризма, которая с их точки зрения испортила поселок. Об этом даже писала местная газета «Красная Шория». Многие туристы приезжают расслабляться, оторваться по полной: пьют, ищут развлечений, шумят, мусорят, портят нравы… В общем, туристическая зона и районы для местных жителей должны, в идеале, существовать отдельно.

Поднялись на гору в кресельном подъемнике. Раньше в таких местах я никогда не был. Когда поднимались, появились ассоциации с 8-ой новогодней серией «Ну, погоди!». Картинки как там. Пока ехали, подмерзли. Побежали в кафешку «Криштал». Маленький стаканчик зеленого чая из обычного пакетика за 35 рублей весьма согрел. Знал бы, что такое гора, экипировался бы как надо (нужна шапочка с прорезями на лице, возможно, очки от ветра (горнолыжная маска), теплые штаны). Так бы в мороз можно было на снегоходе с «извозчиком» за 800 рублей прокатиться с ветерком по хребту от Зеленой до Мустага и обратно.

Народу из-за буднего дня и морозов (хотя днем в низинах гор до - 17 °C) не так много. Можно сказать мало. Основная публика в Секторе А едет до середины горы, где начинается безопасный пологий склон и куда ведут отдельные подъемники. Там удобно кататься даже маленьким детям. При - 25 °C и ниже подъемники не работают.

Панорамные виды с горы впечатляли. Мой спутник с гордостью мне показывал все эти красоты Шории. Как шорец, он ругал православный крест на вершине этой священной для шорцев горы. Также обратил моё внимание на важную деталь: горы Шории живые, интересные в отличие от часто безлесых гор Хакасии, где ему довелось работать. Эту точку зрения про горы Алтая (а Горная Шория - это северо-восточный Алтай) буквально недавно прочитал у известного российского путешественника Варандея varandej в его ЖЖ, где он восхищался красотами Алтая и, сравнивая, отмечал некоторую обездоленность голых гор Киргизии: «Сравнивать Тянь-Шань и Алтай, Небесные горы с Золотыми горами - это как сравнивать Нью-Йорк и Венецию: первый - грандиозен и даже страшен в своей мощи, а второй - вычурный, тёплый, пронизанный потайной жизнью. Ещё удивительнее, что в температурном смысле на Тянь-Шане мне было жарко, а на Алтае холодно, но вот по ощущениям всё строго наоборот». С этим не поспоришь. Как не правы тут те, кто отмечает, что горы Шории относительно невысокие. Около полутора тысяч метров Шорского хребта с Зеленой и Мустагом, с живописными склонами им, видимо, маловато. Сам Шорский хребет, как роскошный повелитель, виден издалека со многих точек Шории.







Решили спуститься с горы в теплой гондоле. Казалось, она шла по соседней трассе рядышком (трасса skyway). Двери в гондолах открываются автоматически, их не надо ломать. Когда спустились, пришлось 1,5 километра идти в гору до оставленной машины. Будьте осторожны.

Мой сопровождающий как представитель местного населения очень надеется на успешное развитие туризма в регионе. Уверяет, что премьер Д.А. Медведев год назад клятвенно пообещал после олимпиады в Сочи вплотную заняться нашим сибирским курортом. Сказал, что уже решено строить дорогу в Хакасию через Усть-Кабырзу…

Таштагол, Шерегеш оставили у меня приятные впечатления. Я постоянно ловил себя на мысли, что здесь хотелось бы жить, хотя бы несколько недель, месяцев в году, дышать этим свежим воздухом, наслаждаться гармонией с природой, видеть эту сказочную тайгу (а здоровый сон!). Теперь, говорят, туристы активно повадились снимать жилье в самом Таштаголе. Шерегеш в пиковые периоды всех не вмещает. Тем более, что в Таштаголе есть свои горнолыжные склоны. А Вячеслав Анисимов SANTARION, возможно, не зря не хочет зазывать в Шерегеш китайских туристов, представителей их среднего класса.

Когда подъезжали после Кузедеева к Новокузнецку, группа таштагольских школьников, указывая на висящую полосу смога на горизонте, стала удивленно вопрошать: это что? В Новокузнецке в тот день была безветренная погода…

Андрей Полухин

туризм, Новокузнецк

Previous post Next post
Up