Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. Воскресенский собор - внешний образ. Часть 3

Sep 19, 2019 15:00





В этой третьей части моего рассказа о Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре мы внимательно осмотрим уникальный архитектурный комплекс Воскресенского собора с разных ракурсов, многочисленные удивительные архитектурные детали и узнаем о непростой истории храма и его строительстве - будет много разных фотографий собора, пишет vladimirdar.  И только в четвертой же части мы войдем внутрь к православным святыням и осмотрим интерьеры Храма Гроба Господня. С общим архитектурным обликом монастыря можно ознакомиться в предыдущей второй части моего рассказа. Итак, продолжим.

Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря, построенный в 1658-1685 гг., был задуман как копия храма Гроба Господня в Иерусалиме, но при постройке получилось не точное повторение первообраза, а скорее его художественное преображение. Возведен был собор по обмерам, привезенным из Иерусалима, и на первом этапе строительства, вплоть до 1666 года работы контролировал лично патриарх Никон. Он же присылал мастеров патриаршего двора. Из-за опалы и ссылки Никона строительство всего монастыря и собора в частности приостановилось, и продолжилось по указу царя Федора Алексеевича в 1679 году.




Собор Воскресения Христова - уникальное храмовое сооружение, как по сложности, так и по красоте. Основные составляющие его части: в центре - храм Воскресения, с запада от него - перекрытая высоким шатром ротонда с часовней Гроба Господня, а с востока - подземная церковь Константина и Елены, освященная в честь константинопольского императора и его матери. У южного фасада собора возвышалась семиярусная колокольня (взорванная фашистами в 1941 г.). Со стороны апсид собор дополняют главы приделов.



В Иерусалиме церковь Константина и Елены вырублена в скале, соединяется с собором ходом из заалтарной части. Строительство подземной церкви началось ещё при Никоне, в 1658 году. В конце XVII века это было простое прямоугольное в плане здание с плоской кровлей, обведённой балясником. Стены церкви возвышались над уровнем земли на 1,5 метра, её венчала одна глава, украшенная изразцами.

В середине XVIII века для предохранения от грунтовых вод здания, углублённого в землю на 6 метров, вырыли ров. В начале XIX века был устроен тоннель, по которому отводится вода, а сам ров облицован белым камнем.



Интерьер церкви святых Константина и Елены в середине XVIII века был переделан в стиле барокко. Мы его увидим в четвертой части.



Подземная церковь святых равноапостольных Константина и Елены (на первом плане)

Для понимания, того что мы осматриваем, пригодится план внутренней планировки Воскресенского собора, хотя по большому счету он больше будет полезен при осмотре его интрерьеров, тем ни менее вот он.



Изначально в соборе было заложено 14 приделов. В XVIII-XIX вв. богатые богомольцы и члены царской семьи устроили еще 15 приделов. Основной объем собора увенчан массивным световым барабаном, обильно украшенным полихромными изразцами и с большой золоченой луковичной главой.



Сам собор снаружи богато украшен резными наличниками, карнизами, фризами, балюстрадами; многие детали декора были выполнены из тех же изразцов, изготовленных Степаном Полубесом и Игнатием Максимовым - известными белорусскими мастерами. Уникальные керамические иконостасы в пяти приделах были выполнены также белорусским мастером Петром Заборским, наставником Полубеса и Максимова.

Давайте последовательно осмотрим Воскресенский собор обходя его по часовой стрелке, также как мы и поступали с осмотром всего ансамбля Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.



Сложно сказать, насколько Воскресенский собор, законченный уже после смерти Никона, соответствовал его замыслу, но в общих чертах его внешний вид повторял Храм Гроба Господня. Как и его палестинский прототип, собор состоял как уже упоминалось, из трёх частей, сведённых в цельную архитектурную композицию. Центр храма - четырёхстолпный, перекрытый мощным куполом на барабане. Расположенная с востока апсида подобно хору западноевропейских соборов имеет круговой обход или деамбулаторий.





Своды трансепта (это поперечный неф в базиликальных и крестообразных по плану храмах, пересекающий основной (продольный) неф под прямым углом), ориентированного с севера на юг - вспарушённые крестовые.



Вид Воскресенского собора с галереи крепостной стены

С запада расположен второй главный архитектурный и семантический акцент собора - огромная ротонда, перекрытая шатром, над часовней Гроба Господня (иначе называемой кувуклией), украшенной изразцами.









Ротонда повторяла часовню иерусалимского храма, перестроенную после 1808 года. Первый шатёр ротонды собора, возведённый до 1685 года, имел высоту 18 м, а диаметр основания - 23 м.



Сооружение с тремя рядами окон было покрыто, вероятно, изразцами, имитировавшими мрамор. Завершала шатёр медная золочёная полуглава с крестом. Ротонда соединяется с основным пространством двухъярусной триумфальной аркой.







Со стороны может показаться, что центральная часть Воскресенского собора как бы теряется среди многоглавия подземной церкви Константина и Елены, примыкающей к ее апсидам, и высокого шатра - главной доминанты не только собора, но и всего Новоиерусалимского монастыря.



Южный фасад собора очень близок в деталях к образу Иерусалимского храма. Перспективные порталы обрамляют двойные врата - Красные и Судные. Основным входом в храм служили Красные врата, украшенные дубовой золоченой резьбой, изображавшей сцены из Священного Писания. Ныне эта резьба почти полностью утрачена.



Южная сторона Воскресенского собора. Красные и Судные врата.

Отличительной чертой собора стала архитектурная керамика, украсившая его интерьеры и фасады. Над керамическим убранством в середине XVII века работали как упоминалось выше такие мастера, как Пётр Заборский, Степан Полубес, Игнатий Максимов.



При патриархе Никоне было выполнено пять керамических ордерных иконостасов: два для приделов Усекновения главы Иоанна Предтечи и Успения Пресвятой Богородицы (они были освящены Никоном) и три - заалтарных приделов. Праздничный вид придавали собору изразцовые наличники икон в трёх его ярусах, декоративные пояса, расположенные как внутри, так и снаружи, порталы и надписи.



Южный фасад Воскресенского собора наиболее богат на это изразцовое великолепие



Отделанные изразцами многочисленные окна непроизвольно заставляют замирать сердце. Восхитительно!



Наличие в Воскресенском монастыре печей, облицованных расписными изразцами с архитектурными, сюжетными и растительными мотивами, доказывают изразцы, найденные на его территории в ходе ремонтно-реставрационныих и земляных работ. Документы о выплате мастерам-изразечникам подмонастырских слобод денег за изготовление "гладких" изразцов, за кладку и ремонты печей в различных помещениях монастыря, а также находки на северо-западных окраинах города Истры свидетельствуют о процветающем в XVIII-XIX вв. местном изразечном производстве.











В конце XVII века изразцами были украшены барабан большой главы собора, парапеты хор и верхние ярусы храма.







Большое символическое значение имеет керамический фриз, получивший в литературе названия «репьи», «павлиний хвост», «павлинье око». Последние два наименования наиболее удачно передают характер рисунка, напоминающего цветок граната - символ мученической смерти или глаз на пере павлина - символ Воскресения Христова. Фриз шёл по всему периметру второго яруса, предположительно, украшал он и третий ярус. Сейчас «павлинье око» можно видеть на апсиде главного алтаря собора (снаружи и внутри).



Выполненными по тем же формам изразцами позднее были декорированы Храм Григория Новокесарийского на Большой Полянке (1668 - середина 1670-х), надвратная церковь Андреевского монастыря (1675) и Храм Покрова Богородицы в Измайлове (1679-1683). По мнению исследователей, для ещё одного фриза «павлинье око» в Иосифо-Волоколамском монастыре были вырезаны новые формы.

Изразцы, изготовленные во второй половине XVII века в керамической мастерской монастыря, имеют сложный профиль, тщательно проработанный рельеф и отличаются большими размерами. В своём роде это уникальная архитектурная керамика, более не имеющая себе подобной в русском зодчестве.



В начале 1660-х годов с южной стороны собора возвели высокую колокольню в семь ярусов. По замыслу патриарха Никона колокольня Нового Иерусалима должна была превзойти колокольню Иван Великий в Москве.





Воскресенский собор - вид с юго-запада

Голландский посол Николас Витсен, посетив монастырь в 1665 году, так описывает недавно возведенную колокольню монастыря: "Колокольня по форме и размерам такая же, как Ивана [Великого] в Москве, а по высоте - почти как наша башня Яна Роденпорта в Амстердаме". В отличие от Ивана Великого нижние пять ярусов колокольни Новоиерусалимского монастыря имели четыре грани, и лишь последние два были восьмигранными и, действительно, очень напоминали собой колокольню Иван Великий в Московском Кремле.





Отделка изразцами «павлинье око» верхнего яруса колокольни



На верхних ярусах колокольни были установлены часы и висели 15 колоколов, отлитые в литейной мастерской, которая находилась в монастыре. Руководил отливкой колоколов литейщик Степан Турчанинов, один из приближенных к патриарху Никону мастеров.



Изразцы «павлинье око»



В записках Николаса Витсена есть упоминание лишь о двух колоколах Нового Иерусалима: "Два красивых колокола висят внутри: на верхнем вылиты святые всего года; говорят, что в них влито много золота, на нижнем - Царь, его жена, сын и патриарх". Колокол с изображением царя был самым большим и именовался Воскресенским, весил он 500 пудов.





В 1941 году, с 27 ноября по 11 декабря, Новый Иерусалим был оккупирован немецкими войсками. 10 декабря, накануне отступления, эсэсовцы из дивизии Дас Райх взорвали все главные постройки монастыря. С конца 1940-х годов в монастыре начались реставрационные работы. Монастырь был практически полностью восстановлен, за исключением колокольни.



Из большого колокольного подбора сохранилось всего три колокола. Это Трехсвятительский колокол, весом в 100 пудов, отлитый 21 января 1666 года. На нем изображены три святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Второй колокол экспонируется в музее "Новый Иерусалим" на территории монастыря. Третий - "Никоновский" колокол - хранится в музее истории и реконструкции Москвы.







Воскресенский собор - вид с запада



Воскресенский собор - вид северо-запада



Вход в Воскресенский собор с севера



Северный портал собора



Общий вид Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря с северо-запада

Еще один "более солнечный" ракурс архитектурного комплекса Воскресенского собора с галереи крепостной стены обители.





Архитектурный комплекс Воскресенского собора с северо-востока

Источники:

Акинин К.В. Большая глава Воскресенского собора по описи 1685 г., опубликованной архимандритом Леонидом.
Баранова С. Разсадник изразцового дела в России // Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим» / Составитель и научный редактор
Баталов А., Вятчанина Т. Об идейном значении и интерпретации иерусалимского образа в русской архитектуре XVI-XVII веков // Архитектурное наследство. - 1988. - Т. 36. - С. 22-42.
Безсонов С. Монастырь Новый Иерусалим // А.В. Щусев. Проект восстановления города Истры. М., 1946.
Витсен Николас. Путешествие в Московию, 1664-1665 гг.: Дневник. Спб., 1996. С. 180
Зеленская Г. - М.: Северный паломник, 2002. - С. 161.
Ильин М.А. Подмосковье. М., 1966. С. 215.
Низовский А.Ю. Самые знаменитые монастыри и храмы России. М., 2001.
Новый Иерусалим и город Воскресенск. Путеводитель / Г. М. Зеленская, Л. М. Черненилова. - 2. - М.: МОК ЦЕНТР, 2006.
Портал Храмы России. Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря.
Черненилова Л.М. Русский изразец на примере памятника архитектуры Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. 2015.

© Vladimir d’Ar, 2019

Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. История. Часть 1.
Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. Архитектурный облик обители. Часть 2.
Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. Святыни Воскресенского собора. Часть 4.
Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. Скит патриарха Никона. Часть 5.

фото, монастырь

Previous post Next post
Up