Польский Прометей против Украины

Sep 05, 2019 16:00


Проект польского прометеизма впервые получил конкретное концептуально-идеологическое обоснование при диктаторе Юзефе Пилсудском в 1920-1930-х гг. Цель проекта - инициация и поддержка Польшей националистических движений за восточной границей во избежание появления там крупного консолидированного государственного организма и замена его на кучку взаимно конкурирующих и зависимых мелких государств.

Всё это - под лозунгом борьбы за независимость от советского/российского порабощения. Польша же представляла себя в образе древнегреческого Прометея, несущего соседствующим с Россией народам огонь свободы.

Социалистическая Польша прометеизмом не занималась по понятным причинам, но после перехода в капиталистический лагерь идеология прометеизма стала главной составляющей польской восточной политики.

Украина - главная жертва польского прометеизма. Его идеологи неоднократно подчёркивали, что ключ к нанесению России наибольшего ущерба лежит не на Кавказе, в Крыму или Прибалтике, а на Украине. Но не договаривали, что это рикошетом ударит по самой Украине. Распад Советского Союза и появление на его месте самостийных государств стал для Варшавы настоящим подарком. Задача-минимум прометейского проекта - раскол СССР вдоль национальных швов, была выполнена.


Но не выполнена гораздо более трудная вторая часть (задача-максимум) - расколоть вдоль национальных швов саму Россию как единственный геополитически независимый центр силы на постсоветском пространстве, способный это вялое пространство консолидировать заново.

Украине и украинцам повышенное внимание со стороны польских прометеистов не сулит ничего хорошего. Украина постоянно находится под давлением прометейского проекта, который буквально высасывает из неё жизненные соки.

Прометеизм - это военно-политический проект, перенасыщенный идеологией и не имеющий экономической составляющей. Толкая Украину на разрыв отношений с Россией, польский прометеизм ничего не предлагает взамен, кроме лозунга «За нашу и вашу свободу!», а словами сыт не будешь.

Варшава приложила руку к государственному перевороту на Украине в 2014 году и искусственно подстёгивала русофобскую истерию, потому что это соответствовало целям прометейского проекта.

В 2017 году в украинском Луцке прошла совместная польско-украинская конференция, посвящённая прометеизму - первое подобное мероприятие за пределами Польши. Польские и украинские дипломаты и историки обсуждали перспективы польско-украинского партнёрства на базе прометейской идеологии. О союзе против России наговорились они тогда всласть, но вопрос: не служит ли плачевное состояние украинской экономики, спровоцированное поддержанным польскими прометеистами разрывом отношений с Россией, красноречивым свидетельством враждебности прометеизма для Украины? Если Польша предлагает Украине объятия Прометея, почему не возьмёт на себя часть её экономических забот? Вместо этого Польша вырывает Украину из устоявшейся цепочки российско-украинских торгово-экономических отношений и бросает у корыта разбитой экономики. Прометей сделал своё дело, Прометей может уходить.

Прометеизм дестабилизирует Черноморский регион, ключевой для национальной безопасности Украины. Идеологи прометеизма голословно заявляют о цивилизационно-исторической общности народов между Балтикой и Чёрным морем - главной геополитической сценой прометейского проекта, потому что здесь Варшава грезит новой Речью Посполитой «от моря до моря». Единственное государство региона, исключаемое из проекта, - Россия, поскольку проект направлен против неё. Таким образом, Польша превращает Черноморский регион в регион вражды, а не мира.

Прометеизм утверждает, будто между жителем украинского Чернигова и жителем польского Вроцлава больше общего, чем между жителем Чернигова и жителем российского Курска или Белгорода. Это очевидная пропагандистская чушь, направленная на возбуждение у жителей Чернигова и других украинских городов отторжения ко всему российскому. Прометеизм нужен Варшаве, чтобы сплотить пространство «от моря до моря» и повести его в нужном ей направлении. Но именно из-за искусственности этой конструкции и отсутствия для неё реальных культурно-исторических предпосылок это никогда не может произойти бесконфликтно.

Прометеизм - это всегда кровь и война. Перекройку границ, насильственное свержение не вписывающихся в прометейский проект легитимных президентов можно осуществить только руками национал-экстремистских группировок, как это и было на Украине в 2014 году. Для выполнения этой задачи данные группировки должны обладать необходимой численностью, организационной структурой и вооружением. Прометеизм поддерживает разгул националистической идеологии в постсоветских республиках, иначе он обречён на неудачу. Вот отгадка, почему Польша при всей её антибандеровской риторике оказывает помощь украинским неонацистским формированиям, вплоть до лечения раненных в Донбассе членов необандеровских батальонов в госпиталях своего оборонного ведомства.

Прометеизм действует против полноценной интеграции Украины и ЕС. С высоких трибун польские политики выступают за членство Украины в ЕС, но вкладывают в это свой прометейский смысл. Один из закоренелых прометеистов и единомышленник Пилсудского - Юлиан Стахевич - ещё в 1930-х писал: «Целью наших усилий являются существующие и будущие национальные государства на востоке…Их появление может явиться элементом укрепления мощи Польской державы».

Не Украины, а Польской державы, потому что прометеизм - это игра в одни ворота, к выгоде Польши и в ущерб остальным участникам проекта. Официальная цель Украины - достичь полноправного членства в ЕС, что идёт вразрез с интересами Польши. Варшаве нужно, чтобы Украина находилась в состоянии перманентного и хронически неразрешимого конфликта с Россией. Без этого прометеизм теряет свой смысл. Все политические, дипломатические и экономические последствия этого конфликта тоже должна нести на себе Украина. Польша выставляет такую Украину перед собой как бруствер, из-за которого она, Польша, может наносить России вред безопасно для себя. Все ответные «удары» полетят в Украину, как в боксёрскую грушу. Нужна ли Евросоюзу такая страна, пребывающая в фазе постоянной нестабильности и деградации? Очевидно, что нет.

Прометеизм ограничивает внешнеполитическую свободу Украины. Польша претендует на то, чтобы быть главным контролёром внешней политики Украины и других постсоветских государств. Польша, исходя из своих интересов, хочет определять, с кем им дружить, а с кем ссориться. Если вдруг какая-то постсоветская республика отказывается от соучастия в прометейском проекте, Варшава автоматически записывает её в противники и вступает с ней в дипломатическое противостояние. Так происходит с Белоруссией: из-за сдержанного отношения Минска к прометеизму Польша не раз пыталась насильственно свергнуть действующую белорусскую власть, финансируя выступления радикальной оппозиции. Прометеизм и выборы президента как демократическая процедура несовместимы в принципе.

Прометеизм никогда не исключал возможности захвата украинских территорий. В 1920-х годах партнёром Пилсудского по прометейскому проекту был Симон Петлюра. Официальная украинская историография изображает его в виде национального героя, но геройство это заключалось в согласии на оккупацию Польшей Западной Украины, которая считается колыбелью украинской национал-державности, в отличие от Донбасса, подаренного Украине в 1920-х, или Крыма, подаренного в 1954 году. Западно-украинские земли в состав Украины тоже вернул Советский Союз - главный на тот момент оппонент прометеизма. Для польского политического сознания адресованный Украине лозунг «За вашу и нашу свободу!» вполне уживается с лозунгом «Речь Посполитая от моря до моря!» с украинскими (и не только) землями в её составе.

Уже пятый год Украина идёт туда, куда ведёт её польский прометеизм. За эти годы развалилась её экономика, в гражданской войне погибли более 13 тысяч украинских граждан. Польский Прометей питается чужой кровью.

источник

национализм, история, Польша, Украина

Previous post Next post
Up