В московской моде на протесты обозначилось новое поколение. Это то самое непоротое и непуганое поколение времён либерализации и демократии, для представителей которого 90-е годы - это время их рождения, а рассказы о репрессиях - это преданья старины глубокой. Они незаметно подросли, пока старшие два с половиной десятилетия сражались за денежные
(
Read more... )
А вот по существу дела для властей трудно что-то противопоставить, т.к. речь идет о втором заезде 90-х, где политика с 1992 г. (т.е. после краха СССР с КПСС и с победой плюрализма) внезапно превратилась в конкурс "кто красивей соврет" (т.к. ни у кого не было никакой возможности реализовать даже минимум из своих обещаний, ни у властей, ни у разного рода оппозиций). Различие было в ценностях, стоявших за этими обещаниями, борьба шла только вокруг этого. За 2000-е годы пришло время более реальных обещаний, которые в какой-то мере могут быть исполнены, и это положение для властей сохраняется до сих пор. Ничего сверхестественного не обещают же теперь: например, зарплаты целевых групп, "врачей-офицеров-учителей" действительно могут быть подняты выше средних по региону, сколько-то там км метро можно прокопать к такому-то году, декриминализировать такие-то статьи УК тоже можно и т.п. Но путем снижения степени политической конкуренции власти загнали оппозицию опять в резервацию соревнования за ценности в стиле "кто соврет красивей", что усиливается постепенным ростом новых медиа, где это сделать легко, и которые в ближайшее время займут господствующее положение, и также где влияние пропаганды со стороны властей ограничено. (Пусть будет 100500 сайтов, связанных с ФАН или пресловутых ольгинских троллей, но все равно внимание аудитории более рассеяно и фокусирование ее внимания происходит по другим принципам, чем может предложить пропаганда успеха властей, тем более что эти принципы быстро меняются в зависимости от изменения списка лидирующих новых медиа).
В общем, соревнование более-менее реалистичных обещаний с чисто ценностными позициями разного рода - заведомо проигрышная ситуация для обещающих, если нет очевидного успеха, который заткнул рот или маргинализировал в 2000-е всякого рода "духовную оппозицию" из газет образца 90-х (а успех не ожидается, и не только "в стране родных берез", но и в связи с противоречивыми перспективами общемирового развития - похоже, все глобально может пойти ниже запросов и авансов). Реакцией этих "начальников-обещальников" поэтому будет скорее всего сочетание каких-то ограничений с политикой приближения к себе каких-то из этих новых любимцев публики, что уже делалось в прошлом неоднократно ("антилиберальное перерождение режима" целиком построено на допущении карьер охранителей, которые раньше тоже были, но никуда не допускались). Это, конечно, своего рода искусство, чтобы совсем "не превратиться в какашку" в глазах новых аудиторий или хотя бы ее активистов, которым рассчитывают открыть какие-то карьерные перспектвы. (Сейчас-то уже близко к этому, но не совсем или по крайней мере не для всех, т.к. даже по формальному поводу протестов можно пойти на уступки, хотя уже и после московских выборов - например, несколько разбюрократизировать правила регистрации кандидатов на выборные посты, что не сильно улучшит, но вряд ли ухудшит имидж ЦИКа). Так что запасаемся поп-корном - может сделаться интересно, причем не факт, что драматично или опасно.
Reply
Leave a comment