Загадочный народ с богатой культурой

Jul 25, 2019 22:00




Есть народы, о которых известно многое и одновременно ничего. То есть информация присутствует, и ее вроде бы немало, но качество ее настолько однобокое, что вся информированность не может считаться корректной. Слишком лоскутная, фрагментарная она. И в то же время недооценивать влияние ушедшей культуры на сегодняшнюю жизнь невозможно - масса много следов прошлого, они почти осязаемы и повсеместны. Как ярчайший пример: кельты и их культура.

Собственно, это один из самых неоднородных народов и многие исследователи скорее склонны говорить о группе кельтских племен, которые претендует на общность только по причине схожести языка и мифологии. Путаницы добавляет то, что для исследований современные ученые имеют массу предметов материальной культуры, которые легко идентифицируются благодаря особому сложному орнаменту, лингвистические отголоски, неплохо сохранившиеся, особенно на Островах, и характерный комплекс вооружения. Больше ничего доподлинного нет. Только мифы, из которых за давностью лет очень сложно извлечь зерно правды.


Со времен первой встречи Рима с кельтами (одни кельтские племена они звали галлами, а другие - просто дикарями и варварами) в I тысячелетии до н.э. и до самой истории с мятежом Боудикки в I веке н.э., о кельтах мы судим только по тому, что о них написали римляне. А те всех людей, которые не сочетались с их размеренным образом жизни, считали дикарями. Так что сочинения римских историков интересны, но доверять им целиком и полностью нельзя.

Ситуацию невольно усугубили и сами кельты. Впрочем, тогда их мало беспокоили сложности историков будущего. Гораздо больше их интересовала месть. Так что в 390 году до н.э., когда кельты разграбили Метрополию, их не беспокоило то, что вместе с Римом они сожгли все (от слова абсолютно) римские исторические записи. И историки Империи потом долго и кропотливо восстанавливали утрату по памяти и с чужих слов. Так что не стоит судить строго людей прошлого - они жили так, как умели и могли.



Восстание Боудикки - жены вождя племени иценов, 61 год. Иллюстратор: Peter Dennis

Кельты занимали всю Центральную и Западную Европу, заодно заселившись и на Британских островах. Народ это был грозный и духовитый, воевавший хорошо и упоенно. Вот только внутри их союзов слишком много зрело междоусобиц, что в конечном итоге привело к ослаблению. И как следствие - вытеснение их с привычных мест германскими племенами. Так что когда кельты объявились у границ Рима, они это сделали вынужденно - они бежали от агрессивных соседей (или конкурентов, если угодно). И тут Рим (на тот момент совсем еще не Империя) совершил ошибку - во время переговоров один посол, раздутый от спеси, убил копьем кельтского вождя. Это оказалось роковым знаком - Рим нажил величайшего врага на столетия.

Кельтский вождь Бренн двинул племена на Рим. Ему противостоял Квинт Сульпиций, плохо представляющий возможности противника. В 18 километрах от Рима враги встретились на равнине у реки июля Аллии, где та впадает в Тибр. Это было 18 июля 390 года до н. э. Времена грозных легионов еще не наступили, так что римские войска применяли немного усовершенствованную, но в целом архаичную тактику фаланг. Собственно, все сражение сводилось к выдавливанию друг друга с поля боя. А для завершения битвы и окончательного разгрома врага в стороне на возвышенности встала конница - ждать своего часа. Уверенные в успехе, римляне даже не укрепили лагерь.



Племя дуротригов в середине I века н. э. Работа Николая Зубкова

Но Бренн был дикарем и варваром (по мнению римлян), а потому повел себя совершенно не так, как того ждали войска Сульпиция. Он всеми силами сразу навалился на конницу, уничтожив и разметав ее. А потом огромной массой рухнул с высоты холма на пехотное построение. Часть римлян бросилась бежать, даже не видя врага - паника в военном деле творит удивительные чудеса!

Галлы (так звали эти кельтские народы римляне) на плечах отступающих докатились до Рима и не взяли его только потому, что испугались подвоха. Это дало возможность жителям бежать, оставив все имущество. Так что по итогам кампании Рим разграбили и золота набрали немало. Сам Сульпицый организовал защиту Капитолия, но потом был вынужден сдаться и заплатить огромный выкуп ("Горе побежденным" - это оттуда). Правда, некоторые источники сообщают, что вроде бы подоспел Марк Фурий Камилл и отбил у недругов несметные богатства, но большинство авторов сходятся на том, что никто обратно золото не забирал и грабители благополучно удалились. В любом случае несколько веков подряд 18 июля считался днем траура и скорби всей нации.



Римские ауксилии против каледонов в битве у Граупийских гор, 83 год. Иллюстратор: Sean Ó'Brógáin

Вообще, римские историки много писали о кровожадности кельтов и о их странных обычаях отрезать головы побежденным врагам (особо достойным), о приношении в жертву озерным и речным божествам трофейного оружия (вспомним легенду о короле Артуре и его мече). Это все, кстати, позднее подтвердилось находками. Но вот об истории кельтов и их происхождении античные историки молчали.

Долгое время считали, что кельты начали расселение откуда-то из Франции или Германии. Даже сейчас эта версия часто встречается как основная. Тем более, что в австрийском Халльштатте открыты поселения, говорящие о высочайшем уровне металлургии кельтов и их богатстве - соляные копи послужили залогом их финансовой независимости. Но вот совсем недавно появились находки, немного меняющие картины.

Кельтские мечи узнаваемы. Особенно по форме навершия эфеса - оно напоминает человеческую фигурку, поднявшую в молитвенном порыве руки. И такие стальные мечи встречаются по всей Европе и Британии. Но в Британии все чаще и чаще находят древние мечи из бронзы, по форме полностью идентичные железному оружию кельтов. Поэтому есть основания утверждать, что культура эта сформировалась на Островах и только потом заполнила западную часть материка.



Галльский наемник, где-то в Италии. Художник: Jose Daniel Cabrera Peña

Также не стоит верить римлянам в том, что до конфликта на границе цивилизованный мир и знать не знал о кельтах. В немецком Хойнебурге раскопали целый кельтский город, в котором укрепления конструктивно сильно отличались от тех, что археологи наблюдали в большинстве кельтских поселениях (самый известный пример, пожалуй, Бибракта). Хойнебургские стены оказались сложенные из сырцовых кирпичей и оштукатурены - стиль, характерный для Финикии! Так что выходит, что кельты в VII веке до н.э. прекрасно знали о Средиземноморье и имели вполне развитые культурные и торговые связи.

Надо сказать, что со временем кельты исчезли, ассимилировавшись в те культуры и народы, с которыми соприкасались. Но до самого заката Рима среди его изображений нет-нет, да и мелькали статуи и мозаики воинов, вроде бы одетых и вооруженных на римский манер. Но на шее этих людей четко проглядывался торквес - особая шейная гривна, бывшая атрибутом кельтских воинов.

отсюда

история, Древний Рим, культура, факты, Италия

Previous post Next post
Up