Томск - от вокзала до Новособорной

May 25, 2019 17:00

Рассказ о посещении старинного сибирского города Томск на границе осени и зимы начну с его восточной части.

Томск был основан в 1604 году, в 1804 стал центром огромной Томской губернии, объединявшей восток Западной Сибири. Но в конце 1890-х Транссиб прошёл южнее и Томск стал постепенно хиреть. Лишь эвакуация заводов и ВУЗов в годы войны привела к его возрождению, в 1944 году образована Томская область. Большую роль в развитие Томска в эпоху застоя сыграл возглавлявший обком Егор Лигачёв, пишет antinormanist.




С автовокзала Новосибирска довольно часто ходят автобусы и минибасы, 700 рублей, 4 часа в пути, дорога более-менее нормальная. В Томск въезжаем с юго-запада, по мосту через Томь.
Автовокзал находится на юге города, соседствуя на привокзальной площади с железнодорожным вокзалом Томск-1.

При этом билеты на междугородние маршруты надо брать не на автовокзале, а на отдельной автостанции "Трансавто" в правом крыле железнодорожного вокзала.




Останавливался в обновленной советской гостинице "Спутник" от "Томсктуриста", удобно расположенной рядом с центром города, по соседству со зданием ФК "Томь". Номер эконом-класса с басрумом и кулером на этаже стоил 900 рублей.



Супермаркетизация в Томске вполне среднероссийского уровня, преобладают "Ярче!" с заметной долей "Мария-Ра", встречаются "Магниты" и "Спары", да и пара "Лент" в нетипичной для европейской части страны роли городского супермаркета. Спиртным торгуют с 10:00 до 22:00.

Перекусить по дороге можно в повсюду встречающихся павильончиках "Сибирские блины", 180 рублей за блин "Цезарь" с кофе.



Городской транспорт представлен главным образом многочисленными ПАЗиками, бегающими по множеству маршрутов. Проезд стоит 18 рублей, платить водителю на выходе.

Также имеются троллейбусы и трамваи (типа "уральских броненосцев" КТМ), проезд стоит 16 рублей, платить кондуктору в салоне, отрывают бумажные билетики как в старину.

Трамваи достаточно удобны для поездки к разным достопримечательностям на востоке города, но ждать их порой приходиться очень долго. Да и в принципе по исторической части и пешком можно ходить. Хотя тротуары подальше от центра бывают довольно раздолбанными.



Водители в Томске дисциплинированные, пешеходов пропускают. Это особенно важно в случае трамвая - остановки у них обычно посреди проезжей части и выходить из трамвая приходиться прямо под колеса машин.

Знакомство с городом начну с той части, что лежит к востоку от центра, на улице Красноармейской и далее. Томск лежит на правом берегу реки Томи, отличаясь умеренно-холмистым рельефом. Так что при ходьбе постоянно идёшь то вверх, то вниз.



Одним из отличительных черт Томска является наличие большого количества сохранившихся (и поддерживаемых в пристойном виде) домов позапрошлого и начала прошлого века, деревянные часто украшены резьбой и разными архитектурными излишествами.



На Красноармейской (бывшей Солдатской) располагаются некоторые особо приметные деревянные дома, как Дом с драконами (1914 год) -



Или Российско-немецкий дом, бывший дом купца Голованова (1902 год) -



На соседней улице Белинского (бывшей Офицерской) можно увидеть и самый замечательный образец деревянного зодчества Томска, "Изумрудный дом", особняк архитектора Хомича (1904 год) -



Дальше на восток, среди позднесоветской застройки, на холме расположился Богородице-Алексеевский монастырь, основанный в начале XVII века и возвращённый РПЦ в 1992 году. Главная его церковь, Казанский собор (1789 год) является самым ярким памятником сибирского барокко в городе -



Монастырь связан с именем старца Федора Кузьмича, но вот посетить часовню с его могилой не удалось - эта часть монастыря была закрыта на реконструкцию.



Ещё дальше на восток находится массивный Петропавловский собор (начало ХХ века) в псевдорусском стиле.



В следующий раз отправимся в центр города



на главную городскую магистраль, проспект Ленина.

фото, Томск, путешествия

Previous post Next post
Up