Минутка вечных изменений

Apr 20, 2019 16:00

Виктор Мараховский

"Я рассказал Вам о своей страстной ненависти к путинскому режиму, который превратил население в страну глухих и слепых, не способных мыслить, как в своё время это сделал Сталин. Вижу и чувствую, как с каждым днём страна уверенно приближается к нечеловеческому сталинскому режиму, потому что во главе её стоят сталинисты, нацепившие православные кресты и погрязшие в воровстве и произволе. Новые правила жизни довели страну до такого состояния, что здесь стало нечем дышать, и каждый день, проведённый в сегодняшней России - оскорбление для мыслящего человека".

Это с нами был режиссёр по-перестроечному гротескных и, вероятно, негодных к просмотру сегодня, но резких и талантливых снимков переломной эпохи - "Фонтан", "Бакенбарды", отчасти "Окно в Париж".

И вот ему всего 72, а последний гусь, печально оглядываясь через взмахи серых крыл, уже улетел из его гавани.

Каждый раз, ув. друзья, когда я встречаю некогда яркого и точного человека, обратившегося в генератор пошлых кричалок, я офигеваю и боюсь. Как режиссёр фильмов, в которых одинаково весело обстебывались и мамкины фашисты, и Мыслящие Люди, побивающие тоталитаризм томиком Бердяева, может сегодня превратиться в одного из своих персонажей, спрашиваю я себя.


Тут надо оговоиться: меня пугают в принципе граждане, превращающиеся из творцов в борцов. Не важно, прихожане ли это церкви Св. Окуджавы или волонтёры Министерства Отпоростроения. Начать рифмовать путинизм и сталинизм - такое же творческое крушение, как рифмовать демократию с дерьмократией. По-стариковски крыть "крымнашистов" - то же, что рассказывать про Ещё Одно Доказательство Лицемерия Либерастов.

Мне всегда казалось, что путь творческого ума - от частностей к обобщениям - должен приводить творца на вершины, где он начинает видеть жизненный круговорот во всём его многоуровневом разноцветном разнообразии. Вот опадают листья слив, вот засыхает сельский быт, вот весенняя распутица со всеми её неприглядными катастрофами и грязью, вот в одной державе перестают жаждать безбашенной швабоды и тихонько бюргеризируются, а в другой ломают дресс-код и почтенные традиции хищничества и требуют справедливости для всех даром прям щас. Где-то молодое дурачьё шагает на штурм поумневшего вчерашнего молодого дурачья. Вращается праздничная и страшная мировая пицца кармы. Аксакалу не о чем орать. У него по-прежнему есть долг перед своей частью судьбы, но ему незачем быть клоуном.

Но нет, наше время парадоксальным образом дарит каких-то реверсных персонажей, от не по годам мудрых юношей плавно деградирующих в состояние пожилого яростного дурачья.

У меня есть только одно объяснение: пока они были юны и не по годам мудры - они употребили эту мудрость в готовом виде, талантом уловив красоту мудрости, и расцветили своей молодой яркостью. Но прошли годы, и молодая яркость облезла с них, и мудрость вываливается сквозь трещины, образовавшиеся в таланте.

Так что в общем всё в рамках схемы: иные растения, говорят, от слишком большого количества удобрений после краткого периода бурного роста просто лопаются.

люди, мировоззрение, искусство, творчество

Previous post Next post
Up