Кажется, что многие слова существовали в нашем лексиконе изначально. Тяжело представить себе речь и письменность без таких слов как «трогательный», «катастрофа» и «сцена». Но все они появились благодаря трудам Николая Карамзина.
Словарный запас - вещь постоянно пополняемая. Он расширяется как благодаря заимствованиям, коими сейчас пестрит наша речь, особенно сленг, так и благодаря неологизмам - словам и понятиям, придуманным для обозначения новых предметов и вещей. И писатели играют в этом деле не последнюю роль.
Авторы книг становятся создателями тех самых неологизмов. И мы хотим рассказать вам, кто из писателей и поэтов придумал новые слова, без которых мы сейчас не можем обойтись.
1. Николай Карамзин
Настоящий рекордсмен по количеству неологизмов - это поэт и публицист Николай Карамзин. Он посвятил себя изучению русского языка и обогатил его на 50 и даже больше слов.
Карамзин подарил нам множество слов, без которых сейчас трудно представить нашу речь. «Гармония» и «впечатление», «трогательный» и «эстетический»,, «промышленность» и «эпоха», «влияние» и «катастрофа», «моральный» и «занимательный», «сцена» и «будущность» - все это слова, вышедшие из пера Николая Михайловича.
2. Михаил Ломоносов
Ломоносов - выдающаяся фигура, внесшая огромный вклад во многие отрасли. Михаил Васильевич оставил после себя след как в точных, так и гуманитарных науках. А еще подарил нам множество новых слов.
Благодаря ученому-новатору появились «квадрат» и «диаметр», «минус» и «градусник», «вещество» и «кислота», «равновесие», «горизонт» и «преломление».
3. Федор Достоевский
Федор Михайлович также отличился тем, что создал новые слова. Особенно он был горд за слово «стушеваться», которое использовал в произведении «Двойник». Но не только понятие, обозначающее в версии Достоевского незаметное исчезновение, появилось в лексиконе благодаря Федору Михайловичу.
Слова «окраинец» и «шлепохвостница», «всечеловеки» и «слепондас» - тоже его рук дело, хоть они и не стали популярными. И мы с вами догадываемся почему.
4. Владимир Маяковский
Маяковский - необычный поэт и гражданин. Слова, им придуманные, также относятся к числу необычных, а не тех, что привычны нашему уху. Владимир Владимирович украсил свои стихи нестандартными словечками и сравнениями.
«Дрыгоножество» он увидел в знаменитой балерине Матильде Кшесинской. «Голоштанным» прослыл народ. Советский паспорт он называл «молоткастым» и «серпастым», а полицию вообще «задолицей». «Быкомордой» «мясомясой» была по мнению Маяковского толпа, а «сердцелюдыми» обитатели других планет.
Но «венец» творчества словотворца Маяковского - это «верблюдокорабледраконьи» эскадры. Вот уж точно, так завернуть мог только Владимир Владимирович!
5. Василий Тредиаковский
Подлинный новатор в искусстве слова - Василий Тредиаковский. Собственно и само слово «искусство» ввел в лексикон именного он, заменил заимствованное «арт» старославянским «искоусъ».
Он ответственен за появление таких слов: «достоверный» и «вероятный», «общество» и «гласность», «беспристрастность» и «злобность», «неосмотрительность» и «почтительность» , «дальновидность» и «благодарность». И даже оставил свой след в поэзии, введя привычные ныне понятия «ямб» и «хорей».
6. От «интеллигента» до «инопланетянина»
Многие писатели придумывали новые слова, которые давно пополнили «Толковый словарь Ожегова». Но не все были столь плодовитыми как вышеупомянутые авторы. Большинство оставляли после себя только одно-два слова, вошедшие в лексикон.
Слово «инопланетянин» придумал фантаст Александр Казанцев, а «интеллигент» Петр Боборыкин. Футурист Игорь Северянин придумал «бездарей» и «самолеты», а сатирик Михаил Салтыков-Щедрин «благоглупость» и «головотяпство».
Велимир Хлебников подарил нам «летчиков» и «изнеможденных», хотя пытался еще «лебедиво» и «крылышкуя». Неудивительно, что последние два не прижились. А Иван Панаев четко охарактеризовал и описал в своем произведении «хлыщей».