Оригинал взят у
blau_kraehe в
Микрокредиты: мировая система враньяНесколько лет назад пронесся бум так называемых микрокредитов. Основатель этой системы, по происхождению бангладешец, получивший образование в США, Мухаммед Юнус даже получил за это Нобелевскую премию. Идея заключалась в том, чтобы выдавать маленькие денежные кредиты небогатым людям, "микропредпринимателям", на это они будут развивать "свое дело" и спасутся таким образом от бедности. Юнус основал в 1983 году банк "Грамин", который стал выдавать кредиты таким людям, которым обычные банки ничего бы не дали - поручителями выступала группа таких же "микропредпринимателей", система круговой поруки. С тех пор в мире возникли уже тысячи организаций микрофинансирования.
Особенно восхищались этой системой феминистки либерального направления, по их мнению, она должна преодолеть женскую нищету (среди нищих женщин, особенно с детьми, большинство). Есть специальные программы по выдаче микрокредитов женщинам-предпринимательницам, при этом банкирши восхищаются тем, как аккуратно эти женщины возвращают им, добродетельным банкиршам-феминисткам, проценты.
В общем, эта система преподносилась как очередная возможность спасения всего мира от голода и нищеты и доказательство жизнеспособности капитализма.
Но увы...
Странно, но голос трезвости на этот раз прозвучал со стороны вполне добродетельного буржуазного издания "Шпигель". Впрочем, "Шпигель" в отличие от "Бильда", порой и что-то умное пишет.
Женщины в Бангладеш перед банком - пора платить следующий взнос по процентам.
Краткий пересказ статьи из Шпигеля. Примечание: эту статью Шпигель перепечатал из журнала: "Enorm - Wirtschaft für die Menschen".
Филипп Мадер из Института Макса Планка провел исследования и защитил доктора по теме:
"Financializing Poverty: The Transnational Political Economy of Microfinance's Rise and Crises".
В этой работе он пришел к выводу, что микрокредиты как раз наоборот - используют нищету и закрепляют ее.
Мадер начал исследовния в индийской Андра Прадеш. В 2010 году там наблюдались многочисленные самоубийства среди женщин, взявших микрокредиты и не имевших возможности их вернуть. Затем он расширил исследования на многие другие слаборазвитые страны. Собранные данные говорят о том, что получатели микрокредитов работают больше, но однако при этом остаются на том же нищенском материальном уровне, ведь кредиты надо возвращать. Вообще эти микроинвестиции поддерживают так называемую "экономику базара", базар и так представляет собой в этих странах вынужденную альтернативу для не имеющих нормальной работы и зарплаты людей, которые иначе умрут с голоду. Впрочем, как обнаружил Мадер, по большей части взятые микрокредиты тратились вовсе не на "эффективные инвестиции", а на лечение близких, например, или на обычное выживание.
Это далеко не первая такая работа, разве что она очень широко и подробно охватывает негативные последствия микрокредитов, о которых давно уже пишут этнологи, антропологи и журналисты. Например, антрополог из Бангладеш Аминур Рахман уже в 90е годы выяснил, что лишь 5% получателей микрокредитов в итоге получают доход от своего предприятия, в которое этот кредит инвестировали. В том же Бангладеш Ану Мухаммат, экономист пришел к тому же выводу: прибыль в результате кредитования получают лишь 5%, и эти 5%, что интересно, и до взятия кредита уже были финансово обеспечены! 50% вынуждены были брать дополнительные кредиты, чтобы хоть как-то продержаться, а у 45% положение резко ухудшилось.
Директор государственной организации микрокредитования PKFS в Бангладеш Куази Холикуззман Ахмед сообщает, что более половины должников не могут выплачивать кредиты в срок и вынуждены брать новые кредиты, чтобы выплатить проценты по старым. Такая же картина наблюдается в Боснии, Пакистане, Марокко, Египте, Нигерии, Мексике и Боливии. В Никарагуа в 2009 году состоялись протесты движения "No Pago" - мы не будем платить, поддержанные президентом Ортегой (бывшим сандинистом), в результате 22 организации микрофинансирования оказались парализованными.
О крахе системы микрокредитования уже написаны книги, которые произвели фурор. Это, например, книга Герхарда Класа "
Die Mikrofinanzindustrie. Die große Illusion oder das Geschäft mit der Armut" (Микрофинансовая индустрия. Большая иллюзия или бизнес на нищете") Или бывший поборник микрофинансирования, Хуг Синклер (Hugh Sinclair), выпустил в прошлом году книгу, где описаны брутальные методы навязывания кредитов и система обогащения банков на нищете.
Но естественно, бизнес никто сворачивать не собирается. Пишутся "позитивные" исследования, негативные замалчиваются.
Так, британское министерство помощи в развитии в 2011 году поручило исследовательскому коллективу под руководством экономистки Марен Дувендек исследовать 2600 позитивных исследований микрокредитов. Дувендек обнаружила, что в этих исследованиях вообще нет доказательств, что микрокредиты как-то уменьшают бедность. "Успех" микрокредитования измерялся не повышением уровня жизни людей, успешностью их предприятий, а тем, как они возвращали кредит! Однако британское министерство не проявило никакого интереса к широкой публикации исследования Дувендек.
Также и в США Мурдок и Рудман проверили исследование 1998 года (проведенное по поручению мировго банка), согласно которому якобы в Бангладеш бедность уменьшилась на 40%. Научной проверки это исследование не выдержало, однако на него до сих пор ссылаются как на основное для восхваления системы микрокредитов.
Но даже "позитивные" исследования показывают, например, такие результаты, как Randomized Controll Trial Studies (RTCS). Согласно этому исследованию, 30% получательниц микрокредитов пытались открыть свое дело, 30% использовали кредит для того, чтобы выплатить проценты по другим кредитам. 15% - использовали кредит на потребление, а остаток - инвестировали их в ту деятельность, которой уже занимались. Все это не оказало совершенно никакого влияния на образование, здоровье и независимость женщин. Но почему-то это исследование считается "позитивным".
Филип Мадер говорит, что уже считается "позитивом" сам факт взятия кредита! Важно же не победить бедность, а финансово связать бедняков. И конечно, получить прибыль: в 2011 году было выдано в системе микрокредитования почти 90 миллиардов долларов на более, чем 200 млн человек. В 2010 году доходы микрофинансовых банков составили почти 20 миллиардов долларов.
Микрофинансовая система - это транснациональная цепочка дисциплинирования, которая заставляет бедняков в интересах постоянных потоков капитала еще туже затягивать пояса и отдавать заметные суммы от того, что они зарабатывают, пишет Филип Мадер в своей работе.
Словом, граждане - нет никаких волшебных "микрокредитов", и вообще нет волшебства, способного превратить капиталистическую систему в приятную и удобную для всех. Кредит всегда остается кредитом, и тот, кто его берет - попадает в долговое рабство.
Не верьте никаким кредиторам - все они хотят от вас только одного: денег.