Прот. Владимир Вигилянский
Вернулся с записи видеоинтервью «Известиям», в котором, какой уж раз, говорилось об объединительном соборе на Украине. Интервьюер загонял меня в угол вопросами: а зачем это нужно Патриарху Варфоломею и президенту Порошенко. И по десятому разу: что такое Томос и автокефалия.
Отвечал так.
Томос - это грамота, указ. У меня лично, например, есть пять Томосов: указы Патриарха о моем диаконстве, священстве, настоятельстве одного и второго храма, о назначении духовником гимназии.
Автокефалия - это понятие, состоящее из двух слов «сам» и «главенство», и переводится с греческого как «самовозглавление» или «самовластие», «самостоятельность».
Применительно к Украине никакой автокефалии от Константинополя вообще не будет. Украина присоединяется к Вселенскому Патриархату на правах митрополии и будет управляться наравне с другими архиепархиями и митрополиями, которых множество - не меньше 35. Мало того, новая украинская митрополия, судя по проекту устава, не дотягивает до самостоятельности автономных Финляндской и Эстонской Церквей, а также полуавтономной Критской, находящихся в зависимости от Константинополя.
Об этом и будет сказано в пресловутом Томосе.
Зачем это нужно президенту Порошенко? Ответа у меня нет.
Сколько ни говори «халва», во рту сладко не будет!
Сколько ни говори «незалежность» и «самостийность», независимости и самостоятельности на Украине не прибавится - ни в государстве, ни в Церкви!
А вот зачем это нужно Патриарху Варфоломею, я ответил так.
Объединительный собор, каким бы он ни был - даже без участия канонической Украинской Православной Церкви, - ФОРМАЛЬНО присоединит к своим 3 тысячам храмов Вселенского Патриархата еще 17 с лишним тысяч украинских храмов (5 + 12,5). Таким образом, Константинополь становится по численности храмов вторым Патриархатом (более 20 тысяч приходов) после Русской Церкви (35 - 12,5 = 22,5 тысяч приходов), обогнав Румынскую Церковь (16 тысяч приходов).
Еще чуть-чуть - и Константинополь обгонит Москву или почти сравняется с ней.
Ради такого трюка Патриарх Варфоломей
готов нарушить все правила Вселенских Соборов,
готов стать во главе новых гонений на православных украинцев,
готов расколоть межправославное единство,
готов стерпеть в чужой стране давление на православных священнослужителей от новых чекистов,
готов не замечать угроз и политических обвинений их, как в былые времена, в государственной измене и разжигании межрелигиозной розни.
Но верю Господу моему: «На сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее»!
Прот. Владимир Вигилянский