Гиксосы

Oct 15, 2018 13:00

Оригинал у aquilaaquilonis

Эпоху семитского господства в Нижнем Египте (ок. 1800-1550 гг. до н.э.) принято в целом называть «гиксосской», хотя это не совсем точное определение, потому что она включает правление двух династий (XIV и XV) и только некоторые представители второй из них использовали титул ḥqʔ ḫʔswt - «правитель (чужеземных) стран», от которого и произошло слово «гиксос».

XIV династия правила Нижним Египтом со столицей в Аварисе (егип. ḥwt-w‘rt, современный Тель-эд-Дабаа) примерно полтора столетия (ок. 1800-1650 гг. до н.э.). Захват ею власти в Дельте стал следствием миграции туда семитов, бывшей, по всей видимости, частью более крупной аморейской миграции, затронувшей на рубеже III-II тыс. до н.э. многие страны Ближнего Востока. О происхождении XIV династии свидетельствуют имена её членов, большинство из которых являются западносемитскими. В их число входят царь ya-k-b-m (Yakbim), царь ya-‘-mu (Ya‘ammu), царь qa-r-ḥ (Qareḥ), царь ‘a-mu (‘Ammu), царь ‘a-na-ti (‘Anati), царь b-b-n-m (Babnum), царь ya-‘-q-b-h-r (Ya‘qub-Har), мать царя ’a-t-ti (’Atti), царевич i-l-m-l-ku (Ili-Milku), царевич i-p-q (Ipqu(m)) и др.

Первый этап правления XIV династии (цари Якбим, Яамму, Карех, Амму и Шеши) был, по всей видимости, довольно благополучным и мирным. Поддерживались политические и торговые связи с Ханааном, египетской XIII династией, правившей в Мемфисе, Нубией и другими странами. Царь Шеши взял в жёны нубийскую царевну Тати. От их сына, носившего имя Нехси («Нубиец»), осталось несколько монументальных памятников, однако он проправил всего один год, и после его смерти ок. 1700 г. до н.э. XIV династия вступила в полосу кризиса. За полвека сменилось множество эфемерных правителей, страна страдала от голода и мора. Всё это должно было сделать Нижний Египет лёгкой добычей для пришельцев, основавших новую, XV династию.


Как и члены предыдущей династии, они были семитами по происхождению. Египтяне называли царей XV династии ḥqʔw ḫʔswt («правители (чужеземных) стран»), и первые из них использовали это название в качестве своего официального титула. С эпохи Среднего царства египтяне называли ḥqʔw ḫʔswt правителей сиропалестинских земель. Кроме того, в египетских источниках семитские завоеватели Дельты называются ‘ʔmw, а фараон Камос в надписи на своей второй стеле называет гиксосского царя Апопи «вождём Речену» (wr n rṯnw). Слова ‘ʔmw и rṯnw обозначали земли Сиропалестины и их население. Поддающиеся этимологизации имена представителей XV династии также являются семитскими.

Сохранившийся фрагментарно Туринский список царей Египта упоминает «шесть [ḥqʔw]-ḫʔswt, правивших 108 лет». Из их имён сохранилось только имя последнего гиксосского правителя Хамуди. Другой фрагмент текста упоминает царя, правившего 40 лет, которым может быть только его предшественник Апопи, известный по большому количеству письменных источников. Из письменных источников также хорошо известен предшественник Апопи Хиан. Предшественником Хиана мог быть Сакир-Хар, чья царская надпись сохранилась на косяке двери, обнаруженном в Аварисе. Остальными двумя гиксосскими царями могли быть Шамукену и Апер-Анати, известные по своим печатям с титулом ḥqʔ ḫʔswt.

Этимология имени Шамукену (s-m-q-n) не известна, но судя по тому, что такое же имя (Šamuqēnu) обнаружено в текстах из Угарита, оно может иметь семитское происхождение. Определённо семитским является имя царя Апер-Анати (‘pr-‘-n-ti), означающее буквально «Прах Анат» (‘Aper-‘Anati), т.е. прах, по которому ступает богиня Анат. Прозрачную семитскую этимологию имеет имя первого определённо причисляемого к XV династии царя Сакир-Хара (s-k-r-h-r), которое буквально значит «Награда Горы» (Sakir-Har), т.е. награда, полученная от бога Ваала. Значение имени Хиан (ḫyʔn) не установлено, но такое же имя (Ḫayanu) носили один из предков ассирийского царя Шамши-Адада I и правитель сирийского царства Самал в IX в. до н.э., поэтому его можно считать семитским. Остаётся неизвестной этимология имени Апопи (’a-p-p-i/i-p-p), однако по-египетски оно обычно писалось с использованием силлабической группы, т.е. воспринималось египтянами как иностранное, кроме того, такое же имя носил один из царевичей семитской XIV династии. Также не известна этимология имён сестёр Апопи ta-ni и zi-wa-at, его дочери ḥ-r-ỉ-t и его преемника ḫa-mu-di.

Захват власти в Аварисе ок. 1650 г. до н.э. XV династией привёл к существенным изменениям в египетской политике. Одним из самых примечательных изменений такого рода стал почти полный разрыв связей между Нижним Египтом и Ханааном. Если на время правления XIV династии приходится около 40 печатей её представителей, найденных в Ханаане, то от последующей эпохи известны всего 2 печати Хиана, найденные в Гезере и Тель-Цафите (и, возможно, ещё 2 печати Апопи). Подобный разрыв связей между семитскими правителями Дельты и родным для них Ханааном можно объяснить тем, что Ханааном в эту эпоху владели враждебная им сила.

Такой силой могли быть только арийско-хурритские мигранты, приход которых в Ханаан с территории Митанни датируется как раз XVII в. до н.э. Во всех четырёх городах Ханаана, где найдены клинописные таблички этого времени (Гезер, Шехем, Хеврон и Хацор), засвидетельствовано присутствие лиц с именами условно «северо-восточного» (арийского и хурритского) происхождения, в т.ч. (в Шехеме) - человека с определённо арийским именем Бирашена (родственным индоар. Вирасена - «Геройское войско»). О массовости хурритской миграции из Митанни можно судить уже по тому, что со времён Тутмоса III (1479-1425 гг. до н.э.) египтяне стали называть ḫʔrw (Хурру) жителей Сиропалестины, а со времён Тутмоса IV (1400-1390 гг. до н.э.) - всю эту область, которую раньше именовали Джахи и Речену.

По всей видимости, именно арийско-хурритское давление вытеснило в Нижний Египет ханаанейских семитов, которые свергли XIV династию и сами захватили власть в Аварисе. Орудием переворота могли послужить боевые колесницы, которые основатели XV династии должны были заимствовать у митаннийских мигрантов ещё в Ханаане и которые они первыми принесли в Египет. О наличии у гиксосов запряжённых колесницами коней свидетельствуют как археологические, так и письменные данные. К первым относятся два конских зуба, обнаруженные при раскопках Тель-эд-Дабаа, которые датируются второй половиной XVII в. до н.э., а также захоронение кобылы рядом с тронным залом дворца гиксосских царей в Аварисе первой половины XVI в. до н.э. К письменным данным относятся надписи на двух стелах фараона Камоса, в первой из которых при описании взятия гиксосской крепости Ноферуси он упоминает «их (т.е. гиксосов) коней (или колесницы) (ḥtr)», а во второй, похваляясь перед гиксосским царём, заявляет ему: «Я захватил [твоих] коней (или колесницы)» (nḥm.ỉ tʔ nt ḥtrỉ). Через посредничество ханаанейских семитов, пришедших в Египет вместе с основателями XV династии, должны были попасть в египетский язык индоевропейские по происхождению названия коня (ssmt) и колесницы (wrryt).

Наличием колесничного войска можно объяснить гораздо более агрессивную по сравнению с её предшественницей политику XV династии. Почти сразу же её жертвой пала египетская XIII династия, около полутора столетий до этого правившая в Мемфисе. Образовавшийся на юге политический вакуум заполнили две новые египетские династии - одна со столицей в Абидосе, другая (XVI) - в Фивах. Абидос был завоёван гиксосами спустя примерно два десятилетия, XVI династия в Фивах продержалась около половины столетия, но в конечном счёте тоже пала. С гиксосским завоеванием Фив могут быть связаны следы разрушения их храмов и ограбления царских гробниц XVI династии. Самой южной точкой, где засвидетельствовано присутствие гиксосов, является Гебелейн (в 40 км к югу от Фив), где были обнаружены остатки построек Хиана и Апопи. В Аварисе также были найдены изваяния из Гебелейна, вывезенные, по всей видимости, в качестве трофеев.

Захват Фив дал XV династии власть над всем Египтом, что отразилось на её титулатуре. Первые представители этой династии (предположительно Шамукену, Апер-Анати, Сакир-Хар и Хиан) официально пользовались титулом ḥqʔ ḫʔswt. Надпись Сакир-Хара содержит наряду с ним египетские царские титулы. Хиан в начале своего правления именовал себя ḥqʔ ḫʔswt, однако потом вместо этого именования принял полную египетскую титулатуру, которой также пользовался и Апопи. Причиной этому должно было послужило то, что при Хиане XV династия стала править всем Египтом.

Однако подобное положение просуществовало недолго. Спустя всего несколько лет к власти в Фивах пришла новая египетская династия (XVII). По-видимому, это стало возможным из-за междоусобиц в стане гиксосов. Наследником Хиана должен был стать его старший сын Янасси, но вместо него царский престол в Аварисе захватил узурпатор Апопи. Вероятно, неустойчивость своего положения побудила его согласиться на мирное сосуществование с египетскими правителями Фив, которое продлилось около четверти века. При фараоне XVII династии Секененра началась война с гиксосами, которая продлилась при его преемниках Камосе и Яхмосе и спустя 15 лет закончилась ок. 1550 г. до н.э. освобождением Нижнего Египта от власти семитов.

Во дворе царского дворца в Тель-эд-Дабаа (Аварисе) археологами был исследован некрополь. В его самой большой гробнице были найдены обломки намеренно разбитой статуи в два человеческих роста, изображавшей сидящего азиатского правителя с жезлом в руке. Судя по датировке началом XIV династии, эта статуя может представлять царя Якбима, Яамму или Кареха и во всяком случае является единственным известным изображением «гиксосского» правителя Египта. (Любители находить археологические подтверждения рассказам Библии считают её изображением библейского Иосифа.)






ККК, Египет

Previous post Next post
Up