Русская дорога, неоднократно воспетая в классической литературе, сопровождала идущих на поле брани воинов и следующих к своему последнему ночлегу арестантов. От нее зависела доставка важного сообщения, способного изменить чьи-то жизни, и благостность восприятия России иноземными путешественниками. Она, похоже, всегда была, есть и будет одной из русских бед.
Первые дороги
Николай Богданов-Бельский - Сельская дорога
На Руси долгое время было хорошо развито передвижение по воде. Это и не случайно: огромное количество озер и рек давало возможность организовать качественную перевозку пассажиров и грузов. Точную дату появления первого дорожного пути сегодня уже никто не скажет, ориентировочно это были VI-IX века. Дорога протяженностью 220 верст начиналась в Суздале и заканчивалась у Москвы-реки. В XII-XIII веках Владимир Мономах продлил ее до Киева.
Дорога имела огромное значение для Руси. Однако с 1238 года ее значимость «оценил» и Батый, который беспроблемно транспортировал богатства русской земли в Орду. Только в XVII веке началось строительство дорог от Москвы. Они расходились, как лучи солнца, во все направления и соединяли столицу с другими городами. Позднее аналогичный принцип был использован и при строительстве дорог от других крупных городов.
Вечные «ямы»
Константин Крыжицкий - Дорога после дождя
Дорожная сеть к XVI веку разрослась настолько, что встала острая необходимость в создании органов, способных ее контролировать. В 1516 году был основан Ямской приказ - главный орган госконтроля над грузоперевозками вплоть до 1730 года. В ведении приказа находились и почтовые отправления. К концу XVI века было обустроено порядка 300 ямских дворов, или «ямов», на которых, не покладая рук, трудились ямщики. Большинство путешественников XVI-XVII веков отмечали, что, несмотря на отсутствие дорог, особенно весной, осенью и зимой, ямская служба была организована прекрасно. Так, корреспонденцию из Москвы в Новгород ямщики доставляли за неделю, а в Архангельск - за 10 дней. В день по хорошей дороге ямщики проделывали путь в 100 верст (чуть более 100 километров). Ямщиков уже давно нет, а вот ямы, похоже, остались.
Коломенская верста
Исаак Левитан - Владимирка
По всему протяжению дорог устанавливали верстовые столбы. На них обозначали расстояние, которое предстоит проделать путнику до ближайшего места «дозаправки»: населенного пункта или станции, где можно переночевать, сменить лошадей и пополнить запасы еды. В XVII веке царь Алексей Михайлович повелел перемерить расстояние между Москвой и своей летней резиденцией, которая располагалась в селе Коломенское. В качестве «разметки» были использованы очень длинные столбы. Отсюда и возник фразеологизм «верста коломенская» - так называют очень высоких людей худощавого телосложения.
Сибирский тракт и московское шоссе
Грунтовые дороги с бревенчатыми настилами появились только при Петре I в 1705 году, что уж говорить о мощеном пути! Только в 1820 году по мощеной щебнем дороге смог проехать первый дилижанс, а спустя 4 года дорогу назвали Московским шоссе. Одной же из самых протяженных дорог в мире становится Сибирский тракт. Он пролегает практически по всей территории России. Ежегодно по нему проходило более 20 тысяч странников и 18 тысяч арестантов, а также транспортировалось более 50 тысяч тонн груза. Кстати, о заключенных: если кто-то из них во время пути сбегал, его место занимал первый попавшийся на дороге мужик, так сказать, для «полного комплекта», поэтому крестьяне старались не ездить по Сибирскому тракту.
Ширина, разметка и светофор
Архип Куинджи - Радуга
В 1817 году Александр Первый утвердил правила устройства дорог. При ширине в 60 метров 20 метров отдавалось под проезжую часть, при этом на всем ее протяжении делали канавы. Царь повелел организовывать и придорожные аллеи, обязав крестьян посадить березы. На некоторых участках дорог, к слову, еще оставались так называемые «екатерининские» березы. Царица велела высаживать деревья, чтобы путники не сбивались с пути во время снега и непогоды. Кстати, первые дорожные налоги ввел еще Ярослав Мудрый. А вот о светофорах на Руси так никто и не услышал. Это чудо техники было впервые установлено в Ленинграде в середине января 1930 года на перекрестке Литейного и Невского проспектов. В Москве первый светофор появился на год позже.
Разбойники с большой дороги
О селе Поймы в Пензенской губернии лучше было знать, потому что неосведомленный человек легко попадал в неприятную историю, которая к тому же могла закончиться для него весьма плачевно. Большое село располагалось на Сибирском тракте, его жители были крепостными графа Шереметьева. О селе говорили как о месте, в котором «пошаливают», то есть грабят и убивают проезжающих. Нередко в преступлении участвовали и ямщики, которые специально завозили путников в село. Обычно жертвами становились путешественники-одиночки. Хозяин двора сначала душил гостя, а затем вместе с подельниками относил тело в один из овинов, который поджигали. Кстати, жители села никак не реагировали на пожар, а продолжали спокойно почивать в своих кроватках. Они знали, что стало причиной пожара, и готовились на следующий день к празднику, который организовывал хозяин двора. Кости же сгоревшего зарывали, и таким образом человек исчезал без следа.
Скатертью дорога
Григорий Мясоедов - Дорога во ржи
Что может быть чище и ровнее, чем превосходная холщовая или тем более шелковая скатерть? Именно такого пути и желали наши предки от всей души своим дорогим гостям, ведь, как известно, дороги не отличались ни особенной гладкостью, ни тем более чистотой. Сегодня «Скатертью дорога!» имеет противоположный смысл, что-то вроде «Проваливай отсюда, да поскорее». Почему так произошло, неизвестно. Может, гости стали не такими дорогими, может, хозяева не столь гостеприимными. Что-то точно изменилось. Неизменной осталась только русская дорога.
Cyrillitsa