очень-очень кратко
Протоиерей В. Вигилянский
1. Это исключительно ПОЛИТИЧЕСКИЙ вопрос.
Любой канонический и церковно-исторический аспект проблемы только запутывает и намеренно уводит в сторону решение.
2. Как и Ватикан в прошлом, Фанар всегда появлялся там, где происходили исторические катаклизмы и национальные смуты, чтобы решать свои задачи, связанные с властью и влиянием.
3. О создании Автокефальной Церкви к Фанару обратились Президент и Парламент Украины, пришедшие к власти в результате государственного переворота, но не каноническая Украинская Церковь. Кроме этого, к переговорам об автокефалии присоединился т.н. раскольничий «киевский патриархат», не признаваемый ни одной Православной Церковью.
4. Есть еще одна раскольническая религиозная организация на Украине - УАПЦ, которую в истории ХХ века признавали только российские обновленцы, Петлюра, германский Рейхскомиссариат и власти Украины после 1990 года. Одна из ветвей УАПЦ - самопровозглашенная религиозная организация УАПЦ (обновленная) на своем съезде 2016 года решила влиться в ряды УГКЦ, то есть, вообще отказаться от Православия.
5. Итак, какой есть выбор у Фанара, появившегося в государстве, где развернуто гражданское противостояние, - причем, на стороне политической силы, связанной с неонацизмом?
а) признать раскольничий «киевский патриархат»,
б) признать одну из ветвей раскольнической УАПЦ,
в) образовать по совету высших украинских политиков новую, ранее не существовавшую, религиозную организацию - Единую Украинскую Православную Церковь и долго ждать, когда в нее вольются члены, отколовшиеся от других религиозных организаций,
г) дать автокефалию небольшой группе архиереев из Украинской Православной Церкви, решившихся стать раскольниками в отношении к своей Матери-Церкви,
д) создать на Украине свою Константинопольскую епархию.
6. Все эти варианты могут получить поддержку от разных безответственных политических сил в мире, но вряд ли получат поддержку от Поместных Православных Церквей (в лучшем случае, некоторые из них промолчат). Да и внутри страны, как ни странно, враждебные друг к другу политические и религиозные силы могут объединиться в нейтрализации этой коварной провокации.
7. В любом из этих вариантов «в долгую» проигрыш Патриарха Варфоломея неизбежен, но украинской крови прольется немало, что, помимо всего прочего, будет способствовать закату политической карьеры президента Порошенко и всех тех, кто участвовал в этой авантюре. История такое не прощает!
Патриарху Варфоломею стоит задуматься, с какими деяниями он уйдет в Вечность, - ведь на кону не только его судьба, но судьба его Патриархата.