Мировая экономическая ситуация в преддверии IV Восточного экономического форума и стратегии поведени

Sep 08, 2018 15:00

11-13 сентября во Владивостоке пройдет IV Восточный экономический форум (ВЭФ-2018). Восточный экономический форум - это гигантская площадка для упрочения интеграционных процессов между Россией и странами Востока. ВЭФ уже стал крупнейшим событием в России и в регионе Дальнего Востока, он собирает ключевых экспертов, лидеров мнений, бизнеса, политики, представителей ведущих российских и мировых СМИ.

Программа ВЭФ-2018 содержит более 50 деловых мероприятий, включая панельные сессии, бизнес-диалоги и круглые столы. Традиционно центральным событием Форума станет пленарное заседание с участием Президента Российской Федерации Владимира Путина. Тема заседания в этом году - «Дальний Восток: расширяя границы возможностей».

Главным иностранным гостем Восточного экономического форума будет лидер КНР Си Цзиньпин. На форум приедут главы ряда крупнейших китайских предприятий центрального подчинения. К примеру, главы Китайской национальной ядерной корпорации (CNNC), Китайской зерновой корпорации (COFCO), Китайской электроэнергетической корпорации, Китайской энергетической инвестиционной корпорации (Chn Energy) и других.

Приглашения на ВЭФ-2018 направлены более чем 5 тысячам участникам. Фактически ожидается 7 тысяч участников. На форум приедут представители 19 стран: из Азиатско-Тихоокеанского региона - Китай, Индия, Япония; европейские страны, в том числе Великобритания, Швейцария; а также Канада и Соединенные Штаты Америки и ряд других.

В рамках ВЭФ-2018 состоятся семь страновых бизнес-диалогов: «Россия - Китай», «Россия - Индия», «Россия - Республика Корея», «Россия - Япония», «Россия - АСЕАН», «Россия - Ближний Восток» и «Россия - Европа».

В этом году ВЭФ обещает стать грандиозной площадкой для заключения новых договоров России и прорывных вещей в экономике наших стран.

Однако за кулисами этого форума останется ситуация текущей войны, развернутой и повсеместно ведущейся в мировом пространстве. Развернута она, по сути, Соединенными Штатами. Война никогда не разворачивается просто так. У всякой войны есть свои причины. И если посмотреть историю и статистику, то можно понять причины и действующие мотивы данной войны.

Более ста лет назад, в 1913 году американский экспорт превышал импорт в 2 раза. Но уже в 1939 году экспорт американских товаров превысил импорт лишь на одну треть. А в 60-е годы уже импорт рос более стремительными темпами, и в 1971 впервые импорт превысил экспорт во внешнеторговом балансе. а с 1976 года импорт всегда превышал экспорт в торговом балансе США. Этой болезни уже более полувека. И более полувека как Америка пошла, что называется, по неправильному пути.

В 90-е годы дефицит внешнеторгового баланса у американцев составил 100 млрд. долларов. В 2000-х годах этот дефицит превысил 500 млрд. долларов. 2006 год стал в этом смысле рекордным - внешнеторговый дефицит США составил 763 млрд. долларов.

Таким образом, можно констатировать, что за 100 лет ситуация повернулась в прямо противоположную сторону. 60-70 % во внешнеторговом экономическом балансе Америки составляет импорт.

В то же самое время, поскольку США становится непроизводящей экономикой, доля промышленности в структуре внутреннего валового продукта в 70-е годы составляла 30 %, а на данный момент - только 15 %. Условно говоря, за те же 50 лет доля промышленного производства в структуре ВВП США упала в 2 раза.

Естественно, что, начиная с 70-х годов, суммарный эффект дефицита торгового баланса в Америке превысил 10 трлн. долларов. Это сопоставимо с почти 20 триллионом внешним долгом США. В итоге, мы можем констатировать, что последние 50 лет США просто живет в долг. Страна, которая производит меньше, чем потребляет. А потребляет, соответственно, за счет всего остального мира.

Продолжаться так дальше не может. Такая ситуация может существовать лишь при наличии двух сил: так называемой «мягкой силы» и «жесткой силы».

«Мягкая сила» это репутация «мощной державы с мощной экономикой», поэтому такой стране продолжают давать в долг. «Мягкая сила» - это репутация страны лидера в идеологической плоскости, страны, чей образ жизни берут за образец, страны в которой видят свое будущее.

Если некоторые страны по каким-то причинам отказываются финансировать Америку, то есть вступать в отношения, которые выгодны США и не выгодны этим государствам, то к ним может применяться «жесткая сила». Под предлогом нарушения прав человека или иными предлогами непокорное государство вгоняется в средневековье в назидание всем остальным.

И та, и другая «силы» в существующем глобальном мире сейчас близятся к исчерпанию. «Твердая» американская сила всё чаще наталкивается на сопротивление Китая, России, Индии, Ирана, Сирии и других стран. И таких стран становится всё больше. А «мягкая» американская сила, то есть ее репутация мощной экономической сверхдержавы, а также вера в Америку, как в предсказуемого партнера и мирового идеологического лидера, устанавливающего в мире свои правила игры, абсолютно подорваны безответственным поведением Соединенных Штатов и, собственно, реальными статистическими данными по экономическому развитию, которые мы привели выше.

Таким образом, пределы того образа жизни, который вели американцы последние 50 лет, уже достигнуты, и, собственно говоря, остается буквально несколько лет, когда весь этот карточный домик рассыплется.

Это прекрасно понимают американские элиты. И именно поэтому на политической авансцене появился Дональд Трамп, начавший выравнивать наметившиеся диспропорции. При этом Трамп отчетливо понимает, что если болезнь появилась 50 лет назад, то и на ее лечение понадобится если и не 50, то 20-25 лет, то есть довольно продолжительный срок. И в этом смысле Трамп не раз заявлял о том, что у него долгий горизонт, и что он собирается закладывать долгие тенденции.

Если в 2017 году, во время перестройки американской экономики, никакого эффекта от действий Трампа не наблюдалось, то в 2018 году те меры, которые предпринял американский президент, уже дали определенный эффект: ВВП США вырос на 4 %. Но самое главное заключается в том, что впервые рост экспорта в 2 раза превысил рост импорта. То есть импорт вырос всего на 4 %, а экспорт увеличился на 9 %. Соответственно, в Америке произошло увеличение производственных мощностей, сократилась безработица, поднялись средние зарплаты и т.п. Таким образом, экономический эффект от действий Трампа, наконец, сказался.

Параллельно с этим Трамп развернул торговые войны практически со всем миром: и с Россией, и с Китаем, и с Турцией, и с Европой - со всеми теми странами, которые экспортировали в Америку больше, чем из нее получали. Трамп занялся протекционизмом.

Если говорить про США и Китай, то они обменялись зеркальными ударами. Последние переговоры между ними прошли 23 августа. Сейчас Америка своими 25-процентными пошлинами обложила товары на 16 млрд. долларов. Китай ответил зеркально - 25-процентными пошлинами также был обложен товар из США на 16 млрд. долларов. Таким образом, на сегодняшний момент обе стороны наказали друг друга, что называется, пошлинами на 50 млрд. абсолютно зеркально: американцы - на 50 млрд., китайцы - на 50 млрд. Но, несмотря на то, что каждая из сторон получает в таком случае определенный ущерб, тем не менее, ущерб для китайской экономики получается все-таки больше. В данный момент мы наблюдаем, что произошло падение китайского фондового рынка до 6 трлн. И впервые с 2014 года Китай уступил Японии на азиатских рынках. В китайской экономике наметилась определенная стагнация.

Таким образом, удары, которые наносят Китай и США, имеют разные эффекты. В Китае происходит замедление в развитии. А Америка, наоборот, улучшает свои экономические показатели. И США не собираются на этом останавливаться, общий объем 25-процентных и иных пошлин на китайские товары планируется довести до 200 миллиардов. Сейчас это 50 млрд., и, по сути, это только начало. Таким образом, эффект от действий США предполагается в 4 раза больше для американской экономики. А последствия для китайской экономики в будущем, соответственно, будут в 4 раза хуже. То есть прогноз для Китая - крайне неблагоприятный.

Теперь вернемся к России. Здесь ситуация аналогичная, только в несколько другой сфере. Товарооборот России и США был очень маленьким, примерно 5 млрд. долларов, поэтому удары здесь наносятся не при помощи пошлин, без применения протекционизма, а с помощью пресловутых санкций - когда замораживаются российские активы, когда российским банкам не дают займы на Западе. Сюда относятся и санкции, которые введены по требованию США в странах Европы и которые привели к сокращению товарооборота России и Европы в 2 раза.

Соответственно, это привело к стагнации российской экономики. На данный момент экономический рост в России - только 2 %. Естественно, что это не может нас устраивать. И мы понимаем, что перспектив у этой ситуации нет. Америка будет продолжать вводить все новые и новые санкции. При этом Россия не может выполнить ни одно из политических требований, которые выставляет Америка: отказаться от сотрудничества с Ираном, с Сирией, отказаться от Крыма и многое другое. Все это заведомо невыполнимые требования, поэтому санкционная война будет продолжаться, и, соответственно, замедление роста российской экономики также будет продолжаться, по крайней мере, в ближайшие два года, пока экономика не адаптируется и не найдет новые точки роста.

Соответственно, и России, и Китаю нужно исходить из того, что вся эта ситуация является долговременной. И даже замена Трампа в Белом доме через 2 года не приведет к изменению ситуации, потому что экономическая политика Трампа вполне признается американскими промышленными элитами правильной, а, стало быть, будет продолжена любым следующим президентом, и, что вполне возможно, им останется Трамп.

В то же самое время Китай должен понимать, что если Америка выгоняет его со своего рынка, то Китай не может насильно заставить США разрешить товары на их рынке продавать. Поскольку это невозможно, необходимо придумывать новые рынки сбыта, новые экономические цепочки. Нужно укреплять евразийскую интеграцию, проникать на европейские, азиатские, африканские, латино-американские рынки, то есть заходить туда, куда только возможно заходить.

Следовательно, необходимо в Тихоокеанском и Евразийском регионах укреплять сотрудничество и новые связи. IV Восточный экономический форум как раз целиком подчинен данной идее. Форум демонстрирует, что сближение России и Китая абсолютно неизбежно, его необходимо еще больше стимулировать. Нужно отметить, что даже после девальвации рубля в 2014-м году, падение товарооборота России и Китая прекратилось, и сейчас товарооборот быстро восстановился. Планируется, что он вырастет еще больше. Вообще на долю торговли с Азии у России теперь приходится 30%. В то же самое время Россия планирует довести эту долю торговли в ближайшие годы до 50, а, может быть, до 60-70 %. И Китаю, соответственно, это тоже выгодно.

Таким образом, проекты, способствующие росту товарооборота и созданию новых рынков, находятся в приоритете. И у России, и у Китая.

В частности, приоритетными являются такие проекты.

Строительство на Камчатке морского терминала по перегрузке сжиженного природного газа (СПГ), который позволит в несколько раз увеличить объем грузов, доставляемых по Северному морскому пути (СМП).

Сегодня объем перевозок по СМП составляет порядка 7 млн. тонн в год, но запуск проекта "Новатэка" по перегрузке сжиженного природного газа на Камчатке даст дополнительно 40 млн. тонн. Также это позволяет перейти на круглогодичную работу Северного морского пути.

Строительство терминала позволит оптимизировать транспортную логистику при доставке СПГ из Арктики потребителям в странах Азиатско- Тихоокеанского региона (АТР), стимулировать использование трасс Северного морского пути, а в дальнейшем создать на базе перевалочного терминала новый независимый центр формирования цены СПГ в АТР.

С целью активизации взаимоотношений со странами Тихоокеанского региона на Дальнем Востоке также реализуется новая государственная политика по созданию комфортного инвестиционного климата, созданию преференций, которые получают резиденты ТОР и свободного порта Владивосток. В дальневосточном макрорегионе сегодня реализуется 1,3 тыс. инвестиционных проектов на сумму около $60 млрд. Сегодня на Дальний Восток приходится 30% всех иностранных инвестиций, которые приходят в РФ, хотя четыре года назад этот показатель составлял 4%. Предоставляемые инвесторам преференции позволяют повысить рентабельность их проектов на 10-12%.

В рамки развития двухсторонних отношений между странами также укладывается проект по строительству высокоскоростной магистрали (ВСМ) между Владивостоком и китайским приграничным городом Суйфэньхэ. Стоимость проекта оценивается в $7 млрд, протяженность магистрали - 180 км. Китайская компания на сегодняшний день разработала практически полностью технико-экономическое обоснование. Данный вопрос также будет обсуждаться в ходе ВЭФ-2018.

В ходе форума будут заключены договоры о сотрудничестве. Так, Камчатский край подпишет более десяти соглашений. Шесть соглашений носят инвестиционный характер. Также будут подписаны документы о сотрудничестве с Российским экспортным центром, Фондом «Сколково», АНО «АСИ».

Таким образом, генеральная идея ВЭФ-2018 связана с «отраслями будущего», через которые будет осуществляться экономический рост дальневосточного региона в ближайшие 5-6 лет. Среди этих отраслей - нефтегазовая отрасль, добыча полезных ископаемых, сельское хозяйство, аквакультура, лесная отрасль и туризм. Для этих отраслей будут представлены конкретные дорожные карты. На Форуме будут озвучены предложения по совершенствованию налоговых преференций, льготному кредитованию для инвесторов и предоставлению долгосрочных виз для иностранных резидентов. Также ожидается презентация финансового центра на Дальнем Востоке и электронного кабинета инвестора.

Особое внимание также будет уделено развитию туризма. Ежегодно туризм между нашими странами прирастает на 25 %. Это предсказанная ранее тенденция, которая получила реализацию. И далее эта тенденция будет нарастать, а у этой отрасли - большой потенциал и перспективы.

Также на площадках форума будут рассмотрены перспективы военного сотрудничества, это еще одна отрасль, которая позволяет увеличить товарооборот между странами-участницами, а сотрудничество в данной сфере позволит упрочить международную безопасность.

Безусловно, для упрощения сотрудничества и торговли между странами будет нарастать цифровизация экономики, которая рассматривается не как самоцель, а как конкретный инструмент экономического развития и роста, упрощая процедуру коммуникации. Поэтому на форуме будет рассмотрен опыт Школы цифровой экономики ДВФУ. Старт занятиям даст председатель правления ПАО Сбербанк Герман Греф. Инновационный образовательный проект направлен на подготовку кадров для решения передовых задач на рынках будущего.

Таким образом, США неизбежно толкают Россию и Китай в объятия друг к другу. Результатом этого, предполагается, станет всесторонний рост интеграционных процессов. Ожидается, что IV Восточный экономический форум даст толчок к осуществлению большого прорыва. Во всяком случае, Путин едет на этот форум именно с таким настроем, с целью добиться максимальной интеграции.

Ближний Восток, США, Китай, экономика, ВЭФ-2018, Владивосток, Япония, Россия, Индия, торговая война

Previous post Next post
Up