Нас ждет глобальная реформа местного самоуправления. Давно пора!

Dec 07, 2013 11:13


Провел четверг в Академии народного хозяйства, где Путин весь день без передышки отвечал на вопросы членов ОНФ. Очень много было частных и мелких вопросов, типа, убрать пивнушку от учреждения культуры и проч. Грузить такой фигней президента должно быть стыдно. С другой стороны, это показыаает, что до местных властей не достучаться. Особенно, если речь идет о крупном городе. С этим вопросом, кстати, связана и одна из немногих крупных реформ, которая родилась в недрах ОНФ и которая на этой площадке обсуждалась: реформа местного самоуправления. В чем суть? Еще в 1993 году, после принятия Конституции, мне показалось абсурдным наше определение местного самоупрвления, котрое отделено от государства, на минуточку! По закону получалось, что двухмиллионный Новосибирск и село Гадюкино или пусть даже Гадюкинский район с населением в 5 -10 тыс это одно и то же. Слава Богу, тогда еще догадались Москву и Питер сделать субьектами Федерации. Кстати, на их примере видно, что совершенно спокойно могут функционировать в качестве отдельных субьектов столичный город и область. Крупные города надо однозначно вводить в систему государственной власти, а слова " местное самоуправление" надо закрепить за территориями, где жители сами способны самоорганизоваться, где они более- менее компактно проживают и обьединены общими условиями и проблемами.
Данная идея, что особенно важно, пришла не из Кремля и не из Правительства, на реформе и поправках в Конституцию настаивают сами муниципалы!
"Город исполняет 68 государственных полномочий. И я лично считаю, что это не то чтобы много, а нам не хватает полномочий. Есть полномочия, например, по благоустройству, организации торговли на территории, которые уже по определению являются исключительно муниципальными", - сообщил глава Великого Новгорода Ю.Бобрышев. "Рационально сохранить собственно местное самоуправление в чистом виде там, где реально возможна самоорганизация населения для решения местных проблем. В полной мере это возможно только в малых территориальных единицах, где население действительно способно непосредственно брать рычаги управления в свои руки. В крупных городах это уже невозможно. Я считаю, что задачи должны решаться на том уровне, на котором их решение эффективно. Поэтому полагаю уместным введение в России элементов зарубежной практики: избранный населением мэр города или глава района одновременно решает местные вопросы жителей и является низовым звеном системы государственной власти, обладая соответствующими полномочиями и обязательствами", - подчеркнул он.
Между тем, во многих странах, и в Европе, избранный мэр города, глава муниципалитета автоматически становится частью государственного механизма. Он выступает сразу в двух ипостасях: и как глава местного самоуправления, и как представитель государственной власти на данной территории. Такая модель, в частности, действует во Франции, и многие страны взяли ее за основу. У нас же и вертикаль государственной власти до местного уровня не доходит, а местное самоуправление по большей части не настолько финансово обеспечено, чтобы решать вопросы на местах.
Характерно то, что даже оппозиционер Евгений Ройзман, глава Екатеринбурга, идею всячески поддержал и призвал сделать Екатеринбург городом федерального подчинения.
По данным на 1 января 2013 года, в России насчитывалось 15 городов-миллионников: Москва (11,98 млн жителей), Санкт-Петербург (5,03 млн), Новосибирск (1,52 млн), Екатеринбург (1,43 млн), Нижний Новгород (1,27 млн), Казань (1,18 млн), Самара (1,17 млн), Омск (1,16 млн), Челябинск (1,16 млн), Ростов-на-Дону (1,1 млн), Уфа (1,09 млн), Волгоград (1,02 млн), Красноярск (1,02 млн), Пермь (1,01 млн) и Воронеж (1,004 млн). Делать их все субьектами федерации? Но тогда что с городами, которые до миллиона недотягивают каких - нибудь сто тысяч? Да и полумиллионники слишком крупны для названия МСУ. Надо крепко подумать над механизмом и полностью перерабатывать закон о местном самоуправлении, бесконечное произвольное делегирование функций снизу вверх и сверху вниз , разнящееся от района к району, от города к городу, произвольное закрепление финансирования или даже не закрепление оного- это бардак, который надо устранять и делать единые правила, выгодные всем.

via ljapp, местное самоуправление

Previous post Next post
Up