От разрухи к хайтеку - тернистый путь Алексинского химкомбината

Jul 06, 2018 20:00




Алексинский химкомбинат снова производит порох. Заслуженное предприятие ОПК, которое еще несколько лет тому назад многие считали окончательно разрушенным, вновь в строю! Чтобы разобраться в том, как это случилось, корреспондент Федерального агентства новостей посетил город Алексин.

Алкотестер и альбинос

Летнее утро началось нетривиально - с алкотестера. Только дунув в трубочку нам удалось получить пропуск и миновать охранный периметр одного из старейших предприятий российского ОПК. За проходной нас встретил начальник цеха Вячеслав Шебанин, радушно согласившийся продемонстрировать вверенные ему производственные мощности. Последние выглядели как упорядоченное нагромождение аквариумов, резервуаров и бассейнов, заполненных проточной речной водой.


«Вот наша гордость», - сообщил Шебанин, притормозив у одного из бассейнов.

Словно услышав начцеха, из глубины на поверхность всплыла белуга. Она была не просто большой - она была огромной! Многометровая белуга-альбинос, практически не встречающаяся в природе, а потому имеющая рыночную стоимость, «убегающую» за миллион, выглядела потрясающе.

Поскольку рассекало данное осетровое чудо по бассейну, находившемуся в цеху химкомбината, эпитет «потрясающе» можно было смело заменить на «фантастически». Данное предположение объективно подтверждалось неизменно удивленным выражением лиц тех, кто в первый раз посещал рыбный цех на территории Федерального казенного предприятия «Алексинский химический комбинат». Действительно, когда отправляешься с визитом на предприятие, выпускающее различные виды пороха, то меньше всего ожидаешь встретить там ферму по разведению осетровых. Впрочем, это далеко не самая удивительная страница в истории ФКП «Алексинский химический комбинат».




Начнем, как говорится, издалека.

«Сталинский удар»

Небольшой Алексин, раскинувшийся на берегах Оки примерно в 60 километрах от Тулы - город древний. Но назвать его туристической меккой никак нельзя. Возможно, это и стало одной из причин, побудивших советское правительство в 1933 году принять решение о создании в Алексине предприятия по производству пороха.

В мае 1941 года это предприятие, фигурирующее в документах под нейтральным названием «комбинат №100», выдало первую продукцию. Еще через три месяца на «сотый» посыпались первые немецкие бомбы, однако комбинат продолжал выдавать порох даже под бомбежками. Затем была эвакуация, подрыв не вывезенного оборудования, захват Алексина немцами, освобождение города нашими, реэвакуация и восстановление комбината, де-факто превратившееся в постройку предприятия заново. Удивительно, но «сотый» ожил и дал порох фронту!

Отметим, что это был настоящий подвиг алексинцев. В первые годы Великой Отечественной войны в СССР возник серьезнейший дефицит пороха, очень больно аукнувшийся на передовой. С учетом этого возобновление производства порохов на Алексинском химкомбинате было сродни одному из легендарных «сталинских ударов», решивших исход войны.




После окончания Великой Отечественной на химкомкомбинате, являвшимся крупнейшим предприятием Алексина, для производства порохов были запущены четыре линии. При этом комбинат развивался как многопрофильный производитель полимерных и композиционных материалов. В 1976 году химкомбинат был награжден орденом Трудового Красного Знамени. К концу 1980-х годов помимо порохов комбинат выпускал пластмассы, промышленный картон, лакокрасочную и резинотехническую продукцию.

В частности, именно в Алексине изготавливались резиновые пластины для акустических покрытий легких корпусов советских атомных подводных лодок. Чтобы был понятен масштаб производства, просто напомним, что для самой большой в мире атомной субмарины проекта 941 «Акула», имеющей подводное водоизмещение 48 000 тонн, таких покрытий требовалось примерно 800 тонн.

«Акул» же в СССР было построено целых шесть штук. Попутно на предприятии освоили производство круглотканых рукавов, используемых для дозаправки кораблей в море и самолетов в воздухе. Количество сотрудников предприятия перевалило за 14 тысяч. Слава об Алексинском химкомбинате гремела по всему Союзу! А затем СССР распался, оборвав тем самым не только отлаженные производственные цепочки, связывавшие предприятия советского ОПК, но и дальнейший взлет Алексинского химкомбината.

Спирт вместо пороха

Во время «лихих» 90-х резко сократился Гособоронзаказ. Выпускаемая же химкомбинатом продукция гражданского назначения оказалась по большей части неконкурентоспособной по сравнению с дешевыми импортными изделиями. Резко «просели» зарплаты. Как следствие начался отток кадров с предприятия и сокращение производства. На смену прогрессу пришел регресс. Процветание химкомбината сменилось деградацией.




Про выживание предприятия в постсоветский период можно было бы написать настоящую шекспировскую драму. Занимающий колоссальную площадь - более 300 гектаров - комбинат пытались распродать по частям. Одна за другой останавливались производственные линии. Сотрудники разбегались, а те, что оставались, банально спивались от безнадеги. Изношенное оборудование выходило из строя. Ремонтировать сломанное было не на что и вставшее оборудование превращалось в добычу охотников за цветметом.

Вскоре в Алексине не работала уже ни одна из линий по выпуску порохов. Поскольку выпуск профильной продукции на предприятии прекратился, вместо него на комбинате организовали колбасный цех и наладили производство печально памятного по все тем же «лихим» 90-м спирта «Роял».

Пожалуй, единственным положительным событием той эпохи безвременья стало открытие на комбинате цеха по индустриальному промышленному производству осетровых...

Начало XXI века бывшая гордость советской «оборонки», Алексинский химкомбинат, встретил в состоянии откровенной разрухи. Т. е. где-то и что-то на предприятии работало. Но где и что, похоже, не знало точно и само тогдашнее руководство комбината. Подавляющая часть производственных площадок простаивала, превращалась в руины, зарастала лопухами и все больше напоминала декорации для съемок постапокалиптических фильмов. Разорванные связи с азиатскими республиками бывшего СССР лишили Алексинский комбинат хлопка. Это вынудило алексинцев задуматься о производстве целлюлозы из древесного сырья. Но добиться на этом направлении положительных результатов быстро не получилось.




Пожалуй, без срывов в этот момент на комбинате работало только одно подразделение - уже знакомый нам рыбный цех. Возглавивший его Вячеслав Шебанин подошел к разведению осетровых и производству икры настолько основательно, что не только внедрил использование у себя в цеху для рыб УЗИ, но и занимался зарыблением Оки. Однако штат рыбного цеха составлял всего человек двадцать. Остальные же восемьсот еще остававшихся на комбинате сотрудников смотрели в будущее с откровенным пессимизмом. В 2006 году Алексинский химкомбинат был преобразован в федеральное казенное предприятие, но к каким-то кардинальным изменениям в его состоянии это не привело. Как мрачно шутили алексинцы, «уже умершее оживить нельзя».

«Семеро смелых»

Прологом к возрождению предприятия стало назначение в 2012 году генеральным директором химкомбината Алексея Рогозина. Молодой руководитель, успевший поработать директором по развитию группы компаний «Промтехнологии» - крупнейшего частного российского производителя высокоточных оружейных систем - привел с собой на комбинат группу единомышленников. Их было немного. Писатель Александр Проханов, побывавший в Алексине в 2012 году, метко назвал команду Алексея Рогозина «семеро смелых». К счастью, у этой семерки нашлось немало единомышленников среди прежних сотрудников предприятия. Общими усилиями началась «реанимация» комбината. Причем, стартовала она, по словам Рогозина, даже не с нуля, а с минусовой отметки.




Насколько точен был этот диагноз нового гендиректора становится понятно при взгляде на фотографию, выложенную Алексеем 2 июля 2012 года в своем Facebook. На снимке - давно остановившийся цех, заполненный не только ржавым оборудованием, но и большими объемами не переработанного засыхающего пироксилина. От себя добавим, что на промплощадке Алексинского химкомбината в тот момент скопилось отходов с содержанием соединения взрывчатого вещества - нитроцеллюлозы - на многие десятки тысяч кубометров. Когда специалисты прикинули мощность этой «бомбы», то получилось от 300 до 500 тонн в тротиловом эквиваленте.

Как это «приданное» утилизировать? Проверенных рецептов для этого в июле 2012 года у Алексея Рогозина и его команды еще не было. Но поиск способов «разминирования» химкомбината начался сразу же. Немаловажным шагом новой администрации стала безжалостная борьба с пьянством на производстве. Одними разъяснениями тут было не обойтись, поэтому на проходной химкомбината появились алкотестеры.

Выстроить правильную стратегию возрождения предприятия оказалось непросто, а реализовать ее и того труднее. Многим алексинцам, не забывшим о двух десятилетиях упадка, перезапуск химкомбината казался вообще делом неподъемным. Но Алексей Рогозин, а также сменивший его на посту гендиректора в 2016 году Андрей Панкратов и их коллеги с поставленной им амбициозной задачей справились.




Гендиректор с лопатой

К тому моменту, когда летом 2018 года при посредничестве Вячеслава Шебанина состоялось наше знакомство с белугой-альбиносом, Федеральное казенное предприятие «Алексинский химический комбинат» претерпело разительную трансформацию. Проще говоря, химкомбинат ожил. О том, что на предприятии изменилось, нам рассказал первый заместитель генерального директора химкомбината Павел Мишунин.

Взрывоопасные отходы? Был осуществлен масштабный проект по очистке взрывоопасных площадок выбывших из эксплуатации производств пироксилиновых порохов и коллоксилинов. Причем первым в старый цех, готовый при малейшей искре взлететь на воздух, с лопатой в руках вошел лично Алексей Рогозин, чтобы воодушевить остальных своим примером. Вслед за гендиректором взяли лопаты в руки его «семеро смелых» - начальники сами расчищали взрывоопасное помещение, чтобы не рисковать жизнями рабочих.

Опасения экологов? Какие могут быть опасения, когда залежи накопившихся взрывоопасных отходов переработаны, площадки временного размещения грунтов и строительных отходов обустроены, а в местной воде плодятся осетровые?

Нехватка сырья? Во-первых, в декабре 2016 года успешно завершены опытно-конструкторские работы по организации производства целлюлозы из древесного сырья хвойных и лиственных пород. Во-вторых, в апреле 2017 года представители Алексинского химического комбината приняли участие в заседании экспертной группы для выработки совместного решения об организации производства хлопковой целлюлозы на территории Таджикистана.

Таким образом, поставки «белого золота» из Таджикистана на комбинат возобновляются. В-третьих, с учетом «плавающего» пока качества сырья из Узбекистана и нужд импортозамещения, в Алексине продолжается наработка опыта по агрегатированию древесной целлюлозы до качества хлопковой.




Кадры? Примерная численность персонала комбината - тысяча человек. Это, конечно, не 14 тысяч времен СССР, но и не те восемь сотен сотрудников, что бедовали на предприятии в начале 2012. Алексинский химико-технологический техникум после длительного перерыва вновь начал готовить персонал для химкомбината. Исчезли долги по выплате зарплаты. Сейчас она выплачивается вовремя, при этом и сама зарплата достигла среднего уровня по промпредприятиям Алексина.

Новое оборудование? Закупается, монтируется, запускается. Одновременно возвращается в строй пригодное для дальнейшего использования оборудование советских времен. Химкомбинат вновь работает по своему основному назначению - дает стране лаки, клей, дорожно-разметочную краску, растворители, композитную арматуру и пресс-материалы, резиновые и полиэтиленовые рукава, стеклоткань, антифриз, картриджи для печати, а также дарит жителям Алексина надежду на новые рабочие места

Ожидается ли в ближайшем будущем на предприятии выпуск какой-то новой продукции военного назначения? Еще как ожидается. Для этого уже создана лучшая если не в мире, то уж точно в Европе, универсальная автоматизированная линия. После ее запуска Алексинский химкомбинат станет предприятием полного цикла: от собственного сырья до готовых изделий. Что это за изделия? Проект называется «Заряд». Как говорится, делайте выводы…

Можно ли ожидать начала выпуска в Алексине порохов для стрелкового оружия? Время покажет.




Связь? Есть связь!

Связи с научными центрами и другими предприятиями ОПК? Крепнут. В реализации уже упоминавшегося проекта по очистке взрывоопасных площадок химкомбинату оказали помощь специалисты Института химической физики РАН и Московского государственного университета. В прошлом году между Алексинским химическим комбинатом и Авиационным комплексом имени С. В. Ильюшина было заключено соглашение о сотрудничестве.

По условиям соглашения, Алексинский химкомбинат будет оказывать авиационному комплексу организационную и научно-техническую помощь в получении образцов новых материалов, резинотехнических изделий, композитных материалов, опытных образцов деталей, а также консультировать специалистов «Ила» по части их применения. Такое сотрудничество тем более логично, что генеральным директором ПАО «Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина» не так давно стал Алексей Рогозин, прекрасно осведомленный о научно-производственном потенциале Алексинского химкомбината.

То, как выглядит сотрудничество химкомбината и «Ильюшина» нам довелось увидеть своими глазами. Прибывшая в Алексин делегация сотрудников авиационного комплекса детально ознакомилась с тем, что и как выпускается на комбинате. В ходе этого визита авиастроители изрядно удивились, узнав, что мощности химкомбината по выпуску круглотканых рукавов загружены всего на 3%. По словам сотрудников «Ильюшина», потребность в подобной продукции у стран-эксплуатантов военно-транспортного самолета Ил-76 достаточно высокая, что открывает перед алексинцами «соответствующие перспективы». На комбинате пообещали обратить на это внимание.

В свою очередь большой интерес у авиастроителей вызвало знакомство с наработками алексинцев в области трехмерной печати. По мнению ильюшинцев, им бы очень пригодился такой метод производства и восстановления отдельных деталей для находящихся в процессе сборки или уже эксплуатирующихся транспортных самолетов.




Словом, прав был Павел Мишунин, который сказал нам, что комбинат после 2012 года ожил. Да, алексинцам еще предстоит много работы - некоторые участки территории комбината до сих пор не восстали из руин. Но предприятие уже не находится на краю пропасти, его сотрудники с уверенностью смотрят в будущее. И это замечательно, с учетом того, сколь тернист оказался путь руководства и персонала химкомбината к сегодняшним успехам.

Автор: Андрей Союстов
Источник

история, Алексинский комбинат, промышленность, Россия, СССР

Previous post Next post
Up