Колёсные повозки Шумера

Jul 01, 2018 13:00

Оригинал у aquilaaquilonis

Единственным основанием для утверждений о первенстве Месопотамии в изобретении колёсных повозок служат пиктограммы, происходящие из слоя IVa на участке храма богини Инанны в шумерском городе Уруке. Согласно радиокарбонной датировке, дерево для крыши храма умерло около 3500-3300 гг. до н.э., а сам храм мог сгореть на 1-2 столетия позже, т.е. около 3300-3100 гг. до н.э. На его участке археологи обнаружили 3900 табличек с древнейшими в истории текстами, среди которых имеются 38 пиктограмм бесколёсных саней или волокуш и 3 пиктограммы таких же саней или волокуш, но установленных на пару дисков. Эти диски могут быть истолкованы как колёса, однако в последнее время большинство исследователей полагают, что они представляют скорее закреплённые катки.



Пиктограммы саней или волокуш без катков и с катками из слоя IVa храма Инанны в Уруке
Вопреки часто встречающимся утверждениям, надёжные материальные свидетельства об использовании колёсных повозок в Шумере появляются лишь в Раннединастический период III (2600-2350 гг. до н.э.), и во всяком случае не раньше Раннединастического периода II (2750-2600 гг. до н.э.). Это подтверждается и письменными данными - идеограмма GIGIR, чаще всего обозначающая колесо, получает в шумерских текстах распространение лишь в Раннединастический период IIIb (2500-2350 гг. до н.э.).




Шумерские идеограммы, обозначающие колесо (GIGIR, PÚ, UMBIN)
Таким образом, урукские пиктограммы отделяет от самых ранних надёжных свидетельств об использовании в Шумере колёсных повозок период как минимум в полтысячелетия, на основании чего можно заключить, что эти пиктограммы изображают скорее сани или волокуши с катками. Сани в Шумере в течение длительного срока служили для перевозки владетельных лиц и изображений богов. Наиболее примечательный их образец был найден на некрополе Ура в могиле правительницы или жрицы, условно именуемой Пу-Аби («Уста отца») по аккадскому чтению составляющих её имя идеограмм. Вместе с санями была захоронена пара быков, перевозивших их при жизни. Это захоронение датируется Раннединастическим периодом IIIa (2600-2500 гг. до н.э.).



Реконструкция саней Пу-Аби
К тому же времени относится захоронение правителя Ура, в котором находились две повозки, каждая с четырьмя сплошными колёсами, запряжённые быками. Быки, одомашненные на Ближнем Востоке ок. X тыс. до н.э., или волы (т.е. холощёные быки), несомненно, были самыми ранними тягловыми животными, первоначально использовавшимися с плугами, потом с санями и волокушами и в конечном счёте с колёсными повозками. Позднее наряду с ними в качестве тягловых животных стали использоваться ослы, попавшие в Месопотамию из Египта около начала III тыс. до н.э., и гибриды самца осла и самки онагра (автохтонного месопотамского эквида), называвшиеся по-шумерски кунга. Быками управляли при помощи металлического кольца в носу, в которое вдевались поводья, далее пропускавшиеся через двойное кольцо, закреплённое на иге или оглобле. Для управления ослами и кунгами могли также использоваться более щадящие недоузки или нахрапники. Такие простые средства управления позволяли лишь замедлять и останавливать животных, а для их ускорения или поворота возницам приходилось использовать голос, стрекало или бич.



Реконструкция царского захоронения в Уре с двумя запряжёнными быками повозками
Основные свидетельства о шумерских четырёх- и двухколёсных повозках, запряжённых четырьмя или двумя эквидами, относятся к Раннединастическому периоду III (2600-2350 гг. до н.э.). Наиболее известным из них является так. наз. «Штандарт Ура» - обнаруженный на царском некрополе Ура деревянный ящик неизвестного назначения, с обеих сторон которого изображены мозаикой сцены из мирной и военной жизни шумеров. Военная сторона штандарта состоит из трёх рядов. В верхнем ряду изображена сцена победы. С левой стороны представлена повозка, возница которой стоит на земле, держа в одной руке вожжи, а в другой - топор. В середине ряда царь принимает подводимых к нему пленных воинов врага.



Военная сторона Штандарта Ура
Ещё четыре повозки изображены в нижнем ряду. Крайняя слева движется медленно, остальные три скачут и попирают тела врагов, все из которых обращены к ним спиной, т.е. мы наблюдаем сцену бегства. Повозки на Штандарте Ура являются четырёхколёсными и имеют высокий перед и низкие бока, на четырёх нижних изображены по два человека (на верхней вторым должен быть изображённый в центре царь). Все люди на повозках одеты в юбки и накидки из козьей шерсти и имеют на голове шлемы. Возницы и сопровождающие их воины вооружены топорами и дротиками, также спереди повозок закреплены колчаны с дротиками. В каждую повозку запряжено по два эквида (осла или кунги), которыми возницы управляют при помощи вожжей, продетых через кольца в носах животных. Шеи и груди эквидов защищены облачениями из козьих шкур.



Прорисовка боевой повозки со Штандарта Ура
Ещё одно известное изображение шумерской боевой повозки имеется на так. наз. «Стеле коршунов», посвящённой победе царя города Лагаша Эанатума над соседним городом Уммой (2500-2400 гг. до н.э.). На одном из фрагментов стелы изображена неполностью сохранившаяся сцена, в которой Эанатум на боевой повозке едет во главе пешего отряда своих воинов, вооружённых топорами и копьями. Низ повозки утрачен, но судя по тому, что рядом с лагашским царём был представлен его возница, она имела четыре колеса. На повозке закреплён колчан с дротиками, однако в левой руке Эанатум держит не дротик, а длинное копьё, а в правой, предположительно, ранний образец серповидного меча. В верхнем ряду того же изображения Эанатум представлен ведущим своих воинов в пешем виде.



Фрагмент Стелы коршунов
По всей видимости, первоначально повозки (сначала бесколёсные, потом колёсные) использовались шумерами как церемониальные экипажи богов (в лице их изображений), жрецов и правителей. Ок. 2600 г. до н.э. шумерские цари начинают выезжать на четырёхколёсных повозках на поле битвы. Достигнув его, они могли сначала сходить с повозок и вступать в сражение уже пешими (как Эанатум на Стеле коршунов?). Позднее в битве начали задействоваться и сами повозки, на которых теперь ездили не только цари. Шумерская четырёхколка была тяжёлым и неповоротливым средством передвижения (её передние колёса могли поворачиваться только вместе со всем корпусом) и по скорости ненамного превосходила бегущего пешего воина. В бою она, вероятно, использовалась прежде всего как мобильная платформа для метания с расстояния дротиков в воинов противника и их последующего преследования в случае бегства. При соприкосновении с врагом воины на повозках и возницы пускали в ход топоры или другое оружие ближнего боя.



Возможно, самое раннее изображение шумерской четырёхколёсной боевой повозки на сосуде из Хафаджи (2650-2550 гг. до н.э.?)
Рассказы о боевом использовании колёсных повозок в шумерских текстах отсутствуют. Единственным исключением может служить надпись царя Лагаша Энтемены о его победе над царём Уммы Урлумой в битве на поле Угига (ок. 2400 г. до н.э.). После того, как сам Урлума был убит, его бегущие воины оставили на поле боя 60 упряжек ослов: «упряжки его ослов, которых было 60, остались на берегу канала Луммагирнунта, кости же их воинов остались в степи» (ANŠE.NI ERIM ĜÉŠ.AM6 / GÚ I7 LUM.MA.GÍR.NUN.TA.KA / E.ŠÈ.TAK4 / NAM.LÚ.U18.BA / GIRI3.PAD.RÁ.BI / EDIN.DA E.DA.TAK4.TAK4) (3.19-24). Цифра 60, по всей видимости, является символической, однако она может свидетельствовать, что в конце Раннединастического периода правитель шумерского города был способен выставить в бой десятки боевых повозок.



Изображение двухколёсной повозки на дощечке из Ура (2650-2550 гг. до н.э.?)

Наряду с четырёхколёсными повозками имеется ряд шумерских изображений двуколок с единственным возницей. В отличие от четырёхколок, ни одна из них не представлена в определённо военном контексте, хотя на некоторых и имеются колчаны с дротиками. Двухколёсные повозки были гораздо легче и удобнее в управлении, чем четырёхколёсные, кроме того, они почти всегда изображаются с запряжёнными в них четырьмя эквидами, на основании чего можно предположить, что они использовались прежде всего как средство связи.



Медная модель двухколёсной повозки из Тель-Аграба (2650-2550 гг. до н.э.?)
С началом Аккадского периода (2350-2150 гг. до н.э.) изображения повозок в искусстве Месопотамии становятся очень редкими. Единственными сценами с четырёхколками в военном контексте являются недавно найденные 3 отпечатка печатей из дворца аккадского царя Нарам-Сина в Нагаре (северо-восток современной Сирии), датируемые примерно 2250 г. до н.э. Аккадской эпохой датируются две цилиндрические печати, представляющие божество, едущее на четырёхколёсной повозке, в которую запряжён грифон, а также ещё одна цилиндрическая печать с похожей сценой, но с двухколёсной повозкой.



Отпечаток печати из Нагара с изображением четырёхколёсной повозки в бою
Косвенным свидетельством о продолжении военного использования шумерами колёсных повозок в послеаккадскую эпоху служат надписи правителя Лагаша Гудеа (2-я пол. XXII в. до н.э.) о строительстве им храма Энинну в городе Лагаше. Гудеа видит непонятный сон, смысл которого ему разъясняет богиня Нанше. Лагашский правитель должен построить для бога Нингирсу храм с его священными принадлежностями, в т.ч. «положить дерево, построить для твоего господина повозку, впрячь в неё осла-жеребца, украсить эту повозку серебром и лазуритом, чтобы стрелы выступали из колчана подобно свету дня» (ĝiš ù-ma-ta-ĝar / lugal-zu GIŠ.gigir ù-mu-DI / ANŠE.ŠUL.ÙR ù-ši-lá / GIŠ.gigir-bi kù-NE za-gìn-na šu ù-ma-ni-tag / ti mar-uru5-a u4-gim ì-< bí- >è) (Cyl. A, vi.16-20). В ответ на это указание Гудеа «распрямил дерево мес и расколол дерево халуб, сделал лазуритовую повозку, впряг в неё жеребца - “Льва, призванного к бегу”» (GIŠ.mes-e saĝ bí-sa6 / GIŠ.ḫa-lu-úb-ba tùn bí-bar / GIŠ.gigir-za-gìn-šè mu-na-a-DI / ŠUL.ÙR-bi piriĝ kas4-e pà-da / im-ma-ši-lá-lá) (Cyl. A, vii.17-21). Параллельный текст рассказывает, как Гудеа заботится о том, чтобы «в святую повозку был запряжён осёл-жеребец - “Лев, призванный к бегу” в числе других ослов, чтобы стройный осёл, осёл Эриду, скакал вместе с ослами-жеребцами, чтобы они радостно несли своего господина Нингирсу» (GIŠ.gigir-kù an-mul-a rín-na-da / ANŠE.DUN.ÙR piriĝ kas4-e pà-da / anše-ba sè-ga-da / anše-sig-a anše-eridu.KI-ka / anše-dun-da É KA kur-kur-ku4 di-da / lugal-bi dnin-ĝír-su ḫul-la túm-mu-da) (Cyl. B, ix.15-19).

Далее приводится подробное описание божественного экипажа: «Повозка - “Покоритель чужеземной страны”, несущая страх и ужас, её осёл-жеребец - “Радостно ржущий ветер”, запряжённый вместе с другими ослами, семиглавая палица, яростное оружие битвы, оружие, невыносимое для севера и юга, булава побоища, оружие из камня хулалу с головой льва, которое не оборачивает спину к чужеземной стране, девять знамён, длань воина, его лук, ревущий подобно лесу деревьев мес, его ужасные стрелы, несущиеся в битве подобно молнии, колчан с изображением барса, льва и высунувшей язык яростной змеи, снаряжение битвы, облечённое царской властью» (GIŠ.gigir kur mu-gurum su-zi-gùr ní-gal u5-a / ANŠE.DUN.ÙR-bi u4-gù-du10-du10-ga / anše-ba sè-ga-da / šitax-saĝ-imin tukul-ḫuš-mè / tukul ub-min-e nu-íl ĝiš-gaz-mè / mi-tum tukul-nìr(ZA.NIM) saĝ-piriĝ / kur-da gaba nu-gi4 / GIŠ.KAxGÍR ĝír šu-nir-10 LÁ 1 / á-nam-ur-saĝ-ĝá / GIŠ.ban tir-mes-gim gù-ĝar-ra-ni / ti-šúr mè-a nim-gim ĝír-da-ni / é-mar-uru5 ug piriĝ muš-ḫuš-šè / eme-è-dè-da-ni / á-mè me-nam-lugal si-si-a-da) (Cyl. B, xiii.18-23 - xiv.1-8). Это единственный шумерский источник, упоминающий лук и стрелы в связи с боевой повозкой.

Последним по времени шумерским текстом, говорящим о боевых повозках, является поэма о нисхождении в загробный мир царя III династии Ура Ур-Намму (2-я пол. XXI в. до н.э.), погибшего на поле битвы (версия А). Она среди прочего сообщает, что вместе с царём были захоронены ослы, возившие при жизни его повозку: «Его [ослы] находились с ним, ослы были похоронены с ним» ([anše]-ni ba-da-dur2-ru anše ki mu-un-di-ni-ib-tum2) (70). В загробном мире Ур-Намму преподносит подарки его богам, в т.ч. «юноше-воину» (šul ur-saĝ) Нингишзиде он дарит «повозку с […] колёсами, сверкающими золотом, породистыми(?) ослами […], ослами с пятнистыми боками […] в сопровождении […] пастуха» (ĝišniĝ2-šu umbin X-bi kug-sig17-ta gun3-a / anše KI anšeniskum (PIRIĜ) X […] X X X X / anše ur2 gun3-gun3 […] X / sipad mu6-sub3 A […] X /ab\-us2-e) (114-118).



Реконструкция шумерской боевой повозки III тыс. до н.э.

история, индоевропейцы, археология

Previous post Next post
Up