Какова будет роль мусульманских стран в геополитике и глобальной экономике в ближайшие десятилетия, какие задачи и вызовы сегодня стоят перед исламской культурой и кто окажется в числе новых центров мирового влияния к середине века - об этом читайте в интервью Бахтиёра Эргашева.
Роль исламских стран к середине XXI века значительно вырастет - и заслуга в этом во многом будет принадлежать конгломерату Китая, России и растущей Индии, рассказал Sputnik Узбекистан заместитель директора по геоэкономике и геокультуре Центральной Азии Центра традиционных культур Бахтиёр Эргашев.
- Недавно в Казани прошла конференция "Россия и исламский мир: направления взаимодействия и поиски ответа на вызовы современности". Какие проблемы на ней обсуждались и чем объясняется интерес к этой теме сегодня?
- Говорили об исламском мире в условиях цивилизационной трансформации, об исторических и современных связях России и стран СНГ с исламским миром.
Самым важным вопросом, ключевым, стала тема нынешних угроз религиозного радикализма в исламском мире, проблемы дерадикализации слоев и групп населения, которые оказались подвержены влиянию религиозных фундаменталистов и экстремистов.
- Какова ваша позиция по этой проблеме?
- Мое выступление называлось "Исламский мир в эпоху глобальной геоэкономической и геополитической трансформации".
Я постарался заглянуть чуть дальше среднесрочных временных перспектив, хотя бы до середины XXI века с точки зрения намечающихся сегодня глобальных трендов и их воздействия на исламский мир.
Сегодня исламский мир разделен и раздроблен. Существует большое количество разделительных линий - например, богатые и бедные страны, сунниты и шииты.
Процессы модернизации в большинстве исламских стран идут медленно. В список 22 крупнейших экономик мира входит только три мусульманских государства: Индонезия, Турция, Иран. Из-за слабости исламских стран можно сказать, что они сегодня - объект воздействия и манипулирования со стороны держав неисламского мира.
Сейчас начинаются глубинные изменения в расстановке сил, меняются форматы существующих союзов и блоков, закладываются основы для новых объединений. И у исламского мира появляется "окно возможностей", шанс увеличить собственное влияние на политику на региональном и глобальном уровне.
Уже сейчас можно заметить первые сигналы начавшейся трансформации глобальной политэкономической модели. В последние десятилетия в мире идет формирование глобального среднего класса, но если раньше этот процесс был характерен для западных стран, то сегодня большая часть этой прослойки формируется в Юго-Восточной Азии - в Китае, в Корее.
Главную роль в новом устройстве мира будет играть уже не условный Запад. Китай сегодня - первая или вторая экономика мира, по разным оценкам. Индия - третья экономика мира и имеет все возможности для дальнейшего серьезного экономического роста. Есть прогнозы, согласно которым к 2030 году экономика Индии приблизится к 7 триллионам долларов (сегодня ВВП Индии равен 2,382 триллиона долларов).
Изменения приведут к обострению конкуренции между "старыми" и "новыми" лидерами. Большая часть XXI века будет веком глобальной конкуренции и противостояния США и Китая. В этом противостоянии заметная роль будет принадлежать России, обладающей ракетно-ядерным потенциалом сдерживания, сопоставимым с американским.
К Китаю и Индии присоединятся развивающиеся страны второго эшелона, и все они будут требовать изменения модели распределения благ в глобальном масштабе.
То есть на смену монополярному миру с нынешней западноцентричной моделью глобализации приходит модель "многополярного четырехугольника". Он будет окончательно оформлен к середине нынешнего века. В одном углу будут Соединенные Штаты и "коллективный Запад", в других - Китай, растущая Индия и Россия.
- Вы говорили про смену модели глобализации, в чем она заключается, на ваш взгляд?
- Современная картина мира сложилась в основном в XIX и XX веке. Тогда же появилась и нынешняя модель глобализации, которая носила ярко выраженный западноцентричный, западноориентированный характер. Был один пример, один центр - "коллективный Запад", который продвигал свои ценности и модели всеми способами - начиная от СМИ и кино и заканчивая "гуманитарными" военными интервенциями.
Благодаря этому Запад занял роль технологического и перерабатывающего центра: получая природные ресурсы из стран периферии, он их перерабатывал в продукты с высокой добавленной стоимостью и продавал обратно. Такой вот экономический империализм.
Такой мир не устраивал страны, проигрывающие от этой моноцентричной модели. На смену ей придет модель многосторонняя - двигателями изменений станут растущий в политическом и экономическом плане Китай, Индия и, в перспективе, Россия.
Уже сегодня эти страны предлагают свои проекты - например, китайская инициатива "Один пояс - один путь". Это же новая модель глобализации, но с принципиально отличающимся экономическим (а в дальнейшем - и политическим) взаимодействием.
Я уверен, что лет через пятнадцать Индия предложит свой вариант и свои глобальные инициативы.
Глобализация - процесс неизбежный, и это хорошо, что появляются новые полюса сил. Глобализация не может быть с одним центром.
- Какова будет роль исламских стран в этом меняющемся мире?
- Еще в 2005 году Джим О'Нейл, старший аналитик Goldman Sachs, в ежегодном отчете агентства говорил о формировании "группы 11" из Мексики, Нигерии, Египта, Турции, Ирана, Пакистана, Бангладеш, Индонезии, Вьетнама, Южной Кореи и Филиппин.
По его расчетам эти страны имеют серьезный потенциал превращения своих национальных экономик в крупные локомотивы международной системы экономических отношений в XXI веке наряду со странами БРИКС. Семь из одиннадцати государств в данном списке - мусульманские.
К 2050 году изменится и структура списка 22 ведущих экономик мира - число исламских стран в нем вырастет с нынешних трех до шести.
У исламского мира есть серьезная возможность успешной реализации политики модернизации, есть шанс занять более серьезное место в глобальной мировой экономике. Это повысит роль этих стран в геополитических процессах и на международной арене. А значит, есть возможность перехода от статуса манипулируемого объекта к статусу самодостаточного субъекта.
Но в одиночку таких результатов достигнуть сложно - есть необходимость объединения усилий и потенциала для усиления своего влияния.
Совсем недавно в Астане прошел саммит лидеров исламских стран, где говорили о вопросах развития инноваций и науки. Была достигнута договоренность о создании шести суперкомпьютеров, которые будут использоваться всеми странами организации, было принято решение о проведении международной олимпиады имени основателя алгебры Аль-Хорезми по физике, математике и кибернетике.
Это очень хороший пример того, что лидеры мусульманских стран могут договариваться и ставить перед собой серьезные цели. Исламский мир постепенно учится объединять свои усилия, выдвигать общие идеи и инициативы, способствующие развитию и модернизации мусульманском мире.
Источник