Оригинал взят у
vladimirdar Всего 75 фото
Сейчас мы снова находимся в экзонартексе - внешней галерее Церкви Христа Спасителя в Полях что находится с запада. Мы продолжаем осмотр удивительных захватывающих воображение мозаик Хоры. К сожалению в экзонартексе мозаики сохранились не столь хорошо как в том же нартексе, особенно это касается верхних объемов компартиментов экзонартекса. Однако он тем ни менее чрезвычайно насыщен мозаичными изображениями сюжетов событий связанных со Святым Семейством и деяниями Иисуса Христа. Надеюсь, что такое большое количество уцелевших здесь мозаик в том числе и образов святых и множества элементов декора не отпугнет созерцателя, а только инициирует и разнообразит его интерес поскольку я постарался захватить как можно больше сюжетов и дать по возможности много крупных планов не только мозаик но и архитектурных деталей... По большому счету мы и не прерывались по хронологии и, засим, продолжим наши исследования этой лебединой песни шедевров позднего византийского искусства.
Это вход в в экзонартекс Церкви Христа Спасителя в Полях с запада.
02.
Над входом в экзонартекс с внутренней стороны - мозаика "Богоматерь Воплощение" или Мария и Ангелы.
03.
В центре композиции молящаяся Богородица. Перед Марией или скорее внутри неё в виде Вселенной изображен маленький Иисус с символом царской власти. Надпись на мозаике (MP ӨV HXѠRA TY IAXѠPTY) гласит "Богоматерь, вместилище невместимого".
04.
По сторонам от Марии изображены два ангела отзывающихся на ее молитвы.
05.
06.
Вход в экзонартекс у нас слева (на фото ниже в перспективе), а мы проходим к северному дальнему люнету первого компартимента.
07.
В северном люнете первого компартимента изображены три сцены: первая - Сон Иосифа, в котором, как подписано здесь же
словами Писания, “Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо, родившееся в Ней есть от Духа Святаго” (Мф. 1: 20).08.
Сон Иосифа
09.
Вообще, в экзонартексе чаще цитируются канонические Евангелия.
Вторая сцена - Мария в окружении двух спутников - не подписана...,10.
...а третья представляет Путешествие в Вифлеем с подписью “Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем” (Лк. 2: 4).
11.
12.
13.
В арках запечатлено много образов святых в медальонах. Определить их имена затруднительно поскольку большей частью это святые из Протоевангелия Иакова и внешне нам не совсем знакомые.
14.
15.
Здесь же в первом компартименте в левом северо-западном углу можно рассмотреть небольшой участок древних плит пола Церкви Христа Спасителя в Полях.
16.
Дальше (двигаемся опять по часовой стрелке), в восточном люнете первого компартимента Святое семейство стоит перед губернатором Сирии Квиринием (Кирением). О том, что перепись населения была устроена в Римской империи “в правление Квириния Сириею”, говорит евангелист Лука (он процитирован здесь же: “записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна” - Лк. 2: 5), однако губернатор почему-то изображен в императорском облачении и в пурпурных сапожках. Кирений протягивает руку в сторону Святого семейства, на противоположном конце мозаики на этот жест отвечает своим жестом Иосиф, за спиной которого стоят его сыновья: он кланяется, словно объясняя, кто они такие. В средоточии этого диалога жестов застыла Мария, опустив очи. Она одна удостоена здесь личной надписи - “Богоматерь”.17.
Напротив, нее стоят два человека: старец в воинских доспехах и писец, заносящий имя Марии в огромный свиток. Но это - необычный писец, уж больно он хорошо одет, тогда как писцы в Константинополе XIV века занимали весьма скромное социальное положение. Представители власти на этой мозаике - воплощение государственного блага, почти равновеликого божественному. Здесь явно отразилось мировоззрение не только самого Метохита, но и всей византийской бюрократии.
Есть однако версия что данная мозаика (фото выше) изображает сцену суда, который устроил Первосвященник Самуил по факту обнаружения беременности Марии и грехопадения Иосифа или его сыновей. В то время Самуил заменял Захарию, пока тот снова не стал говорить. Согласно протоевангелию от Иакова, Самуил допрашивал и укорял Марию за грех зачатия и потери девственности. В ответ Мария говорила, что она до сих пор непорочна. Иосиф также сказал, что чист перед Марией и вообще отсутствовал дома длительный период. Тогда Самуил сказал: «Дам вам напиться водой обличения перед Господом, и Бог явит грехи ваши перед вашими глазами». Вначале он «напоил обличительной водой Иосифа и отправили на гору, и вернулся он невредим. Напоил также Марию, и вернулась Она невредима». Первосвященник Самуил сказал: «Если Господь Бог не явил ваш грех, то я не буду судить вас. И отпустил их». После суда Иосиф с Марией и сыновьями отправился на перепись населения в округ Вифлеем (провинцию Вифиния). Галилея это Галатия (Галлия) в Малой Азии.18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
Рождество Христово
В восточном люнете второго компартимента изображено Рождество Христово.
25.
Помимо надписи с названием сцены, на этой мозаике есть еще одна надпись, в которой приведены слова ангела, явившегося пастухам: “И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям” (Лк. 2: 11).
В левой нижней части композиции изображена сцена подготовки ванны для младенца Иисуса.
26.
27.
Благовестие пастухам
Впервые пастухи появляются на страницах Евангелия, когда вскоре после рождения Младенца, им, работавшим неподалёку от Вифлеема, является ангел и сообщает о рождении Мессии: "...не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях.
И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!" (Лк. 2:8-14).28.
Справа в нижней части мозаики показан Иосиф в размышлениях и молитве.
29.
30.
Путешествие волхвов. Волхвы перед Иродом.
В восточном люнете пятого компартимента - наполовину утраченная сцена, сполна описываемая приведенной здесь же надписью: “И, собрав всех первосвященников и книжников народных, (Ирод) спрашивал у них: где должно родиться Христу?” (Мф. 2: 4). Царь Ирод изображен в облачении византийского императора.
31.
32.
33.
Где родиться Христу? - спрашивает Ирод у первосвященников и книжников.
34.
35.
Экзонартекс как мы помним выделен на плане церкви Хоры целеным цветом.
36.
Дальше последовательность сцен ведет нас через "неуместный" в своей земной суетности шестой компартимент (угловой справа на рис.), где находятся ярко освещенные на продажу стеллажи с книгами и сувенирами...,
37.
38.
... - в седьмой, куда попадают, повернув налево за угол. Его северный проем открывается в нартекс, а восточный - в парэкклесий (усыпальницу - на фото ниже - на дальнем плане). Раньше здесь, по логике программы, находилась сцена Поклонения волхвов, но она погибла, зато из следующей сцены, Возвращения волхвов на Восток, уцелело изображение всадника.
39.
Поклонение волхвов. Фрагмент "Всадник"...
40.
41.
Бегство в Египет
В южном люнете осталось "Бегство в Египет". Это была последняя картинка на пути прихожан, выходивших из храма через южные двери в Город (в правом нижнем углу на фото ниже), и потому здесь особенно была значима панорама города на заднем плане справа.42.
43.
44.
45.
С одной стороны, это главный город Египта, и можно видеть, как от приближения Святого Семейства с его стен падают идолы (мотив восходил к апокрифическому “Евангелию Детства”, но вполне соответствовал вкусам константинопольцев, любивших истории о языческих изваяниях). Вообще же, коль скоро художники работали в Константинополе, то в этой мозаике неизбежно отразились черты ромейской столицы.
46.
47.
48.
49.
50.
Если повернуться на 180 градусов - увидим мозаичные своды нартекса из седьмого компартимента экзонартекса через надвратное сквозное окно...
51.
Избиение Младенцев
Вернувшись в шестой компартимент (мы заходим на второй круг), взглянем на мозаику, расположенную в южном люнете, как раз над торговыми витринами.
52.
53.
Надпись у этой сцены гласит: “Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже” (Мф. 2: 16).
54.
55.
56.
57.
Обратим внимание, как сюжетно обыграно реально присутствующее в интерьере небольшое окошко (оно освещало лестницу ведущую в колокольню): один из воинов словно заглядывает туда в поисках "очередного младенца"...)58.
59.
60.
61.
Страшные сцены Избиения продолжаются и в западном люнете того же компартимента, а в западном люнете соседнего пятого компартимента матери оплакивают своих убитых детей.
62.
63.
64.
Надпись поясняет: “Глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий” (Иер. 31: 15; Мф. 2: 18). Столь непропорциональное внимание к сюжету, в котором не участвуют ни Мария, ни Иисус, объяснимо политической злобой дня: в Малой Азии турки-османы (в начале XIV в. это был еще новый враг) регулярно учиняли всякие зверства над христианами, а ведь Метохит и сам был родом из тех мест.65.
Бегство Елизаветы в горы
Сцена Бегства Елизаветы в горы, помещенная в западном люнете четвертого компартимента, снова восходит к Протоевангелию Иакова: “Елизавета, узнав, что ищут Иоанна (Предтечу), убежала в горы и озиралась вокруг себя, ища куда спрятаться, и она не находила удобного места.66.
И она сказала громким голосом и рыдая: О гора Божия, прими мать с сыном. И тотчас гора открылась и приняла их”. В решении этой сцены
присутствует своеобразный ироничный эффект: солдат уже замахнулся мечом - а Елизавету с сыном в этот момент скрывает гора.67.
Согласно Протоевангелию от Иакова «Елизавета, услышав, что ищут Иоанна (ее сына), взяла его и пошла на гору. И искала места, где спрятать его, но не нашла. И воскликнула громким голосом, говоря: гора Бога, впусти мать с сыном, и гора раскрылась и впустила ее».
Возвращение Святого семейства из Египта
Дальше мы пропускаем третий компартимент и переходим сразу во второй. Здесь в западном люнете представлено Возвращение Святого семейства из Египта в Назарет со следующей надписью: “Получив во сне откровение, (Иосиф) пошел в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет” (Мф. 2: 22, 23).68.
Откровение Иосифа
69.
70.
71.
Святое семейство на пути в Иерусалим
Наконец, последняя сохранившаяся сцена из цикла детства Иисусова находится в западном люнете первого компартимента и представляет Святое семейство на пути в Иерусалим. Около нее написано: “Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи” (Лк. 2: 41).72.
На мозаике изображена сцена путешествия Святой семьи в Иерусалим на празднование Пасхи. Слева идет Мария, перед ней два сына Иосифа и Иисус Христос. Впереди (в центре композиции) идет Иосиф, который жестом приглашает семью в Иерусалим. Вверху мозаики надпись: «Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи» (Лука, 2:41).
73.
Сцена, которая должна была завершать этот эпизод - Христос среди учителей в Иерусалимском храме - располагалась выше, на северном склоне свода и сохранилась фрагментарно. Она же, по существу, открывает следующий цикл к которому мы приступим в следующей пятой части.
Стены экзонартекса можно сказать открытые, почти без мозаик и фресок. Под арками на рельефно выделенных опорных столбах церкви уцелело несколько изображений святых. Как например Богородица с младенцем Иисусом (фото ниже). Остальные мозаики в том числе на опорных столбах в экзонартексе, ряд архитектурных деталей и мозаичных орнаментов мы также рассмотрим
в пятой части.
74.
75.
Источники:
Сергей А. Иванов. В поисках Константинополя. Путеводитель по византийскому Стамбулу и окрестностям. Вокруг Света. 2011.
Часть первая. Мозаики и фрески Хоры. Церковь Христа Спасителя в Полях. Константинополь.
Часть вторая. Мозаики и фрески Хоры. Нартекс. Христос Вседержитель.
Часть третья. Мозаики и фрески Хоры. Нартекс. Богоматерь с Младенцем.