Родители, вы сочинение написали?

Sep 21, 2017 00:02

Учеба - все чаще ответственность родителей, а не детей. Зачем несчастным взрослым оканчивать школу по второму разу? И как не сойти с ума от многочисленных «А что задали?», «Родители, проконтролируйте», «А вы уравнение решили?».

В организации, где работает моя подруга, была вакансия. Требовался, как говорится, молодой специалист. Можно прямо после вуза. Только вот закрыть эту вакансию не получалось некоторое время. В том числе и вот по какой причине. Например, позвонила бабушка: «У меня очень замечательная внучка, хорошо окончила институт». Звонили и мамы, уверяя, что организации нужны именно их чада. Понятно, что в этих случаях до собеседования дело не доходило. Один молодой человек позвонил сам, но разговаривать с потенциальным работодателем пришел с мамой.

Я сначала удивлялась, слушая все это. А потом подумала, что дальше будет еще хуже - к стараниям родителей сделать так, чтобы ребенок не отвечал за себя, подключилась и школа.

У меня два школьника - первому 15 лет, второй - в младшей школе. И я могу сравнивать прогресс в этой области.

Например, когда старший учился в младшей школе, они могли не записать домашнее задание. Тогда сначала родители звонили друг другу, потом, постепенно, многие перекидывали эту обязанность детям: «Твои уроки, ты и звони». Да, и сейчас может появиться в родительском чате в Ватсапе запись: «А что задали?» Но не часто. Хотя, возможно, некоторые по-прежнему продолжают узнавать у таких же «ответственных родителей» домашнее задание по телефону.

Вот я лично совсем не в курсе, что им, великовозрастным деткам, задают. Сын уже выше меня по росту и догоняет мужа. Если ребенку надо помочь - он подходит. Я помогаю (там, где могу). С физикой, например, ко мне подходить бесполезно.

Вообще домашнее задание - дело ученика. Но в последнее время мне кажется, что и школа, и сами родители решили: вообще вся школьная учеба - дело родителей. А дети уж так, заодно.




Родители, вам «два»!

Как раньше учителя писали в школьный дневник - самый обычный, бумажный: «Не выучил, не принес…» То есть констатировали ответственность (или безответственность) ученика и ставили в известность родителей. Сейчас записи в дневнике электронном несколько иные: «Родители, проследите… родители, проконтролируйте, родители, родители…» Я, мать четверых детей, с двумя высшими образованиями и работающая на любимой работе, начинаю чувствовать себя двоечницей. Причем мне трудно внушить младшему школьнику, что вообще-то - это к нему относится, а не ко мне. Что это он не принес что-то там на урок труда. Мое дело - купить все необходимое в магазине.

Да, электронный дневник - хороший помощник для того, чтобы вырастить инфантильного человека. Особенно если учитель отменил бумажный и у детей нет навыка записывать домашнее задание. То есть - запись «домашки», оказывается, не в поле ответственности ребенка, логика - не записал, значит, нет «домашки» и надо самому ее добывать - не работает. Ситуацию делает еще более веселой факт, что электронный дневник порой «виснет», на нем проводятся профилактические работы и прочее.

У старшего нет такой проблемы - он сам отвечает за свои уроки, что им задают - я не в курсе с класса третьего. Учится он хорошо, в олимпиадах участвует. Спасибо его первой учительнице, которая в первом классе как раз говорила, что будет спрашивать с родителей - дети маленькие и у них адаптация, а потом, постепенно, перевела ответственность на учеников. Причем рассказала им какой-то секрет, что они поняли: учиться - вообще-то здорово, хоть иногда и нудно. То есть включила в них некий мотивационный механизм…

Как быть с младшим школьником - не знаю. Трудно без поддержки школы в этом смысле.

Но, кажется, многих родителей такая ситуация устраивает, и они радостно учатся вместо своих детей.

Читая в родительском чате в Ватсапе уже второго школьника: «Родители, как вы решили уравнение? Родители, вы сочинение написали?», - я всякий раз вздрагиваю.

Мысленно отвечаю, что уравнение - точно не делала, у меня много других забот: суп вот сварила, с младшими девочками порисовала, пол помыла, объяснила непонятный момент с уроками, проект сделала. Свой проект, по работе, а не по предмету «Окружающий мир». Я здесь тоже - могу подсказать, помочь найти, подсказать, как сформулировать, а делать - не буду. Пусть лучше коряво, не ровно, но - сам. Помните сказку про заработанный сыном рубль, который он не дал отцу кинуть в огонь? Сгорание денежных единиц, данных матерью в попытках обмануть отца, сына-лоботряса тревожило мало. Что не заработано - не ценится.

Младенец с усиками

Вот интересно, в каком возрасте детей родители перестают считать, что их чада - беспомощные младенцы? Сужу по классу старшего - в 15 лет некоторые точно уверены, что они еще совсем несмышленыши. Здесь уже школа совсем ни при чем - личная, так сказать, родительская инициатива. «Как это - сами организуют праздничный вечер в классе? Они же дети - не справятся». Ничего, что у деток - паспорта, у некоторых представителей мужеского пола пробивается бородка, ну и так далее?

Еще больной вопрос - подарки учителям. В нашей, как и во многих школах, почему-то принято дарить подарки (причем не дешевые) не только первой учительнице, не только классному руководителю, но абсолютно всем учителям-предметникам, которые преподают в классе. Смысла этого понять не могу. И бегают родители из родительского комитета, и выбирают, выбирают, выбирают подарки, а потом вручают, вручают. Откуда у них только время?

И - для чего дарить подарки вот прямо ВСЕМ? Если учитель симпатичен моему ребенку и ребенок САМ хочет его поздравить - я только за. Или дети решат скооперироваться, купить и вручить цветы любимому предметнику - с удовольствием поддержу. Но вот такая обязаловка - дружно и по команде. Школа, повторяю, тут ни при чем.

Я всегда с тоской сдаю 5 000 рублей на «нужды» класса, понимая, что большая часть уйдет на те самые бессмысленные подарки, которые я категорически покупать не хочу.

Как уже писала, моему старшему - 15 лет. И только в восьмом классе родительский комитет согласился с доводами, что на 23 февраля и 8 марта дети смогут купить себе подарки сами. Да-да, до этого родители покупали подарки, которые потом девочки дарили мальчикам, мальчики дарили девочкам. А раньше звучало все то же: «Они же дети, не смогут». Купить что-то для класса - до сих пор дело родительского комитета, родителям просто в голову не приходит, что ту же бумагу для принтера в состоянии приобрести и детки, которые через год могут быть привлечены (не дай Бог!) к уголовной ответственности, через три года - вступать в брак без разрешения родителей. В общем, большие детки. Только сами они часто не в курсе, что они большие и могут (а часто должны) отвечать за какие-то вещи в своей жизни. Родители уверяют в обратном, а теперь и школа всячески помогает. Ну а дальше школа закончится и наступит взрослая жизнь не умеющих отвечать за себя (и тем более за других) людей.

У меня растут две дошкольницы, и я боюсь, что нам с мужем придется воспитывать в них самостоятельность не без помощи школы, а даже вопреки ей. По крайней мере, к этому все идет.

автор Мария Лапшина
pravmir.ru

Previous post Next post
Up