Тайна катастрофы и странных явлений на Руси в 1230 году. Что же это было?

Jul 29, 2017 21:00




В лето 6738 (1230 год) на Руси произошли события, которые никто однозначно объяснить не может до сих пор. Но масштаб этих событий был таков, что можно с уверенностью назвать их одним из «черных лебедей» русской истории. «Черный лебедь» - это труднопрогнозируемое и редкое историческое событие, имеющее значительные последствия. Таких «черных лебедей» в истории России было много (смерть наследников Грозного и неурожаи 1601-1603 гг., последовавшая за этим Смута, церковный Раскол и Первая мировая, революции 1917 года). Если большинство таких событий нам более-менее ясны, с точки зрения их причин, проявлений и последствий, то события 1230 года в этом ряду занимают особое место. Почему? Потому что мы не можем ответить на главный вопрос: что это было? Обратимся к источникам.


В год 6738 от сотворения мира (1230-й по современному летосчислению) древнерусские летописи и европейские письменные источники фиксируют экстремальное количество природных катаклизмов. Несколько лет засухи резко сменились годами чрезвычайно влажной и холодной погоды. Холод и дожди на несколько лет охватывают всю Европу, что вызывает неурожаи и воцарение морового голода на 17 (!) лет.

На Руси в 1230 году дожди идут безостановочно (!) с марта (7 апреля по новому стилю) до конца июля (2 августа по новому стилю): «И разгневался Бог, и опустошил землю; и пошёл дождь от дня Благовещения до Ильина дня, день и ночь; и наступил холод, и были морозы сильные; и помёрзли все хлеба. И покупали хлеб по восьми кун, а четверть ржи по 20 гривен новгородских; а в некоторых местах пустых сельских четверть ржи покупали по 30 гривен, а пшеницу по 40 гривен новгородских, а пшено по 50 гривен новгородских, а овса четверть по 12 гривен; и был мор у людей от голода большой, так что не могли погребать их».

Помимо всего прочего, старинные русские летописи содержат сведения о сильном землетрясении на Руси (!), произошедшем 3 мая 1230 года. Землетрясение наблюдали на очень обширной территории от Новгорода до Киева.

Самое крупное летописно-хронографическое произведение древней Руси и всей средневековой Европы -Лицевой летописный свод, созданный в XVI веке в Александровской слободе - так повествует об этих событиях:




«О потрясении земли. Месяца мая в 3-й день, во время Святой Литургии, когда читали Святое Евангелие в церкви Пресвятой Богородицы во Владимире, потряслась земля; и церковь, и престол, и иконы сдвинулись на стенах; и паникадила со свечами, и подсвечники поколебались; люди же изумились и думали, что голова закружилась у каждого из них; и стали друг другу рассказывать, что было с ними, и недоумевали, что это такое. Было же это во …

… многих церквях и в домах господских; и в других городах было это.

В Киеве же городе ещё более того, самое большое было потрясение. В монастыре Печерском церковь Пресвятой Богородицы каменная на 4 части разошлась; там были митрополит Кирилл, и князь Владимир (Рюрикович - Ю.Ф.), и бояре, и множество людей сошлось; ибо праздник был в тот день, день памяти отца Феодосия.»




«Потрясло же и престол каменный, когда уже принесены были на него Еда и Питьё; и всё это подавили камни, сверху падая; весь же престол не упал, ни верх его.

В Переславле же Русском церковь Святого Михаила разошлась надвое; упал же и свод трёх арок с кровлей; и подавило иконы, и паникадила со свечами, и подсвечники; было же это в один день, и в один час, по всей земле, во время Литургии.»

Такие же описания землетрясения по всей Руси мы встречаем в новгородских летописях, в лаврентьевской и других. Таким образом, факт мощнейшего землетрясения можно считать однозначным. Особенность его такова, что оно затронуло многие земли Древней Руси: от Новгорода до Киева и Переяславля, Владимир, Смоленск. Отметим, что в Киеве (на юге) оно было сильнее, что привело даже к разрушению каменных церквей в самом Киеве и в Переяславле. Что же могло стать причиной такого катаклизма, охватившего достаточно стабильный в сейсмическом отношении район? Чуть ниже попробуем с этим разобраться.

Однако, на этом испытания для Руси еще не закончились. Через несколько дней произошли аномальные атмосферные явления, которые так же были зафиксированы в разных частях Руси от Новгорода до Киева, но самые удивительные произошли в Киеве.




«Того же месяца в 10 день. Видели некоторые, как солнце рано утром всходило, и было оно треугольным; потом же немного побыло, как звезда: и в таком виде исчезло; потом же взошло в своём обычном виде.

Того же месяца в 14 день. В 3-м часу дня солнце стало исчезать на глазах у всех людей; и осталось его немного, было же как месяц трёхдневный; и стало опять расти. Многие же думали, что это месяц, идущий по небу, так как было полнолуние тогда; другие же думали, что это солнце, идущее вспять, поскольку небольшие клочки облаков с северной стороны быстро двигались на солнце в южную сторону.»




«В тот же день и час было так же, и ещё страшнее, в Киеве; на глазах у всех стало солнце месяцем; и появились с обеих сторон от него столбы красные, зелёные, синие; также сошёл огонь с неба, как облако большое, на ручей Лыбедь; люди же все прощались с жизнью своею и думали, что уже конец настал; и стали целовать друг друга и прощения просить; и горько плакали, и вскричали все к Богу со слезами.

Всемилостивый же Бог перенёс страшный тот огонь через весь город без вреда; и упал он в Днепр реку; там и пропал. Это рассказали нам очевидцы, в то время бывшие там.»

Все эти события в совокупности рисуют картину, которая связана с какими-то космическими происшествиями, происходившими на нашей планете. Как оказалось, в научной историографии принято связывать этот крупномасштабный катаклизм с вероятным извержением крупного вулкана в районе Исландии. Согласно данной теории, выброшенный вулканом пепел вызвал эффект «вулканической зимы» - загрязнение атмосферы пеплом, влекущее за собой похолодание вследствие антипарникового эффекта. Однако, сторонники этой теории упускают из вида ряд летописных фактов, не вписывающихся в данное объяснение. Во-первых, эпицентр землетрясения, зафиксированного летописями на территории древней Руси, никак не мог находиться в Исландии. В противном случае западная Европа должна была оказаться полностью в руинах. Во-вторых, эффект вулканической зимы должен был сопровождаться длительным периодом плотной облачности с характерными осадками - выпадением пепла, чего не отмечено летописцами. Напротив, письменные источники чётко указывают на аномальное количество холодных, непрекращающихся дождей. В-третьих, обратим внимание и зафиксируем для дальнейшего раскрытия темы важный хронологический факт, отражённый в источниках: проливные дожди и похолодание начинаются «от дня Благовещения», то есть более чем за месяц до землетрясения (3 мая). Ну и в-четвёртых, есть ещё целый ряд зафиксированных аномальных атмосферных явлений, увязать которые с извержением вулкана или его последствиями представляется крайне сложным делом.

Вторая гипотеза связывает данные события с кометой, сквозь хвост которой прошла наша планета и которая упала на землю, расколовшись на осколки. Лично я как-то осторожно отношусь к этой теории, хотя автор дает очень интересный анализ этих событий. Процитирую его и, с вашего позволения, выскажу по ходу его аргументов свои мысли, а точнее сомнения. Материал взяла тут (http://ru-history.livejournal.com/4136487.html). Цитирую часть его статьи.

Итак, давайте разберём факты, которые дают нам летописи:

1. «…солнце утром всходило, и было оно треугольным; потом […] исчезло; потом же взошло в своём обычном виде» - это повествование как нельзя точно описывает редкое атмосферное явление, которое называется «ложный восход» - один из видов оптического феномена, называемого «гало». Как правило, гало можно наблюдать лишь зимой в морозные дни, так как для его возникновения необходима высокая концентрация ледяных кристаллов в верхних слоях тропосферы, которые и создают этот красивый и необычный световой эффект. Следовательно, 10 мая 1230 года тропосфера Земли была наполнена кристаллами льда - фиксируем это утверждение. (Хорошо, если это эффект гало, то почему это треугольное солнце взошло раньше обычного, и почему потом не описывается, что рядом с солнцем было еще два солнца? Эффект гало именно это предполагает, посмотрите фото в сети. Если я не права, пусть меня физики поправят. Еще меня смущает фраза в летописи, что такое треугольное солнце побыло на небе как звезда, т. е. изменило форму, а потом исчезло. А вот когда взошло обычно солнце, рядом с ним должно было быть еще два, как предполагает эффект гало. А это в летописи не описано. Или что, они одну часть гало описали, а две остальные не стали, т.к. это итак всем понятно. Так что ли? Или когда солнце взошло, эти кристаллы в атмосфере уже испарились? - Ю.Ф.)

2. Как во Владимире, так и в Киеве наблюдались частичные солнечные затмения («стало солнце месяцем»), однако в это время был период полнолуния («так как было полнолуние тогда»). Получается парадокс - затмение Солнца может произойти ТОЛЬКО в период новолуния, когда Луна обращена к Земле теневой стороной. Полная (освещённая) Луна не может быть полной и при этом находиться между Землёй и Солнцем. Вывод: причиной затмения была не Луна, а иное космическое тело, проходившее между Землёй и Солнцем. (Тут нельзя не согласиться с автором, вопрос только, что это за тело. И еще не понятно, что летописец подразумевал под клочками облаков, идущих с севера на юг, кстати, это направление, очевидно, связано с движением кометы, об этом упомянем ниже.- Ю.Ф.).

3. «…и появились с обеих сторон от него [Солнца] столбы красные, зелёные, синие» - данное явление наблюдали в Киеве. Судя по описанию, это не что иное, как один из видов уже известного нам гало, когда свет разлагается в спектр, что делает его похожим на радугу. Различные, не округлые, формы гало, такие как линии или крест, также известны. (Если это гало, то почему оно внезапно началось и внезапно закончилось, при этом далее в тексте летописи описывается нисходящий на землю огонь в виде облака. Логичнее предположить, что какой-то объект закрыл солнце, а потом упал на землю. События затмения Солнца и появления цветных столбов не нужно разделять, это произошло одновременно. - Ю.Ф.)

4. «Также сошёл огонь с неба, как облако большое, на ручей Лыбедь» - полагаю нет сомнения, что это очевидное описание падения метеорного тела. (Да, очевидно падение какого-то тела. Но если оно было как облако большое, представляете, что это тело должно было натворить в Киеве?! Но в летописи говориться, что он, т.е. огонь, не причинил никакого вреда своим падением, причем упал точно в Днепр. И даже не говорят о вышедшей воде из берегов. Это крайне странно. И еще, огонь сошел на ручей Лыбедь, не понятно, что это значит, т.к. далее говориться, что он прошел через Киев и упал в Днепр. Если это падающее космическое тело, то как оно может сначала падать в одно место, а потом изменить траекторию и упасть в другое место.- Ю.Ф.).

Опираясь на описанные летописями факты вниманию читателя предлагается версия, которая объединяет и увязывает все имеющиеся данные, изложенные в древних источниках…

Судя по всему, в 1230 году Земля прошла через хвост неизвестной кометы, орбита которой пролегла между Солнцем и нашей планетой. Как известно, основными веществами в составе комет являются лёд, газ и мелкая пыль. Приближаясь к Солнцу, комета разогревается и образует хвост - облако вещества, направленное от Солнца под действием давления солнечного ветра. В марте 1230 года вещество хвоста кометы начинает проникать в атмосферу земли, наполняя её кристаллами льда, что даёт начало затяжным холодным дождям. Через полтора месяца комета подходит к точке максимального сближения с землёй. Судя по всему, относительно крупный фрагмент кометы падает на Землю 3-го мая где-то на просторах Русской равнины, порождая мощное землетрясение в геологически неактивном регионе от Новгорода до Киева. 10 мая Владимирцы наблюдают «ложный восход» в насыщенной ледяными кристаллами атмосфере. 14 мая - день максимального сближения с Землёй - ядро кометы затмевает солнечный диск. Затмение наблюдается на обширной территории. В районе Киева фиксируется падение второго, относительно мелкого обломка, который сгорает в атмосфере и падает в Днепр. К концу июля ледяные дожди прекращаются. Комета удаляется от земли.




В том же Летописном своде в период с 1223 по 1232 встречаем несколько упоминаний о кометах - «… появилась звезда, прозываемая копьё, протянувшаяся от востока до запада в виде копья; и была более семнадцати дней, предвещая на Русь нашествие безбожных моавитян за грехи наши, что и сбылось» - и следовавших за ними периодах проливных дождей с похолоданиями - «В том же году шёл дождь не переставая, день и ночь от дня Преображения до Николина дня», «Той же осенью было наводнение большое сверх всякой меры; разлились озёра и реки; […] и замёрзла большая вода в озере Ильмени; […] и вынесли в Волхов лёд больше обычного, и выломали звеньев 9 большого моста». Можно предположить, что все эти кометы являлись фрагментами когда то единого тела, распавшегося на части и в период с 1223 по 1232 годы прошедшими вблизи Земли.

Конец цитаты. Конечно, автор высказал очень интересную и много объясняющую гипотезу. Но и в ней есть моменты, которые нуждаются в уточнении. В любом случае, огромная ему благодарность за работу. Тем более, что других гипотез у нас пока нет*))

Не трудно предположить, что эти события для Руси имели серьезные последствия. На Руси начинается голод, особенно на севере, в летописях мы находим сообщения о страшном голоде в Новгороде, Пскове, Смоленске. Так, Псковская третья летопись сообщает: «Летом 1230 г. мороз побил посевы, и вновь наступил продолжительный голод, ‘яко же не бывало николи же тако: мряхоу бо людие по оулицам, и некому бяше погребати их, но ядяхоу их пси, яко и скотиноу мертвоую…».

Лето 1230 года было очень холодным, а 14 сентября мороз «изби обилье» по всем русским землям, кроме Киева. Вследствие неурожая от голода погибло в Новгороде более 3 тыс. человек, а в Смоленске в братских могилах было похоронено 32 тыс. человек.

Обратимся к источникам, которые описывают эти последствия (http://www.lifeofpeople.info/themes/?theme=12.13.13.s)

Псковская вторая летопись, 1230. В 6738 году, в третий индикт, 14 мая, в 3 часа дня случилось знамение. И в том же году морозом побило урожай хлеба, и наступил по всей земле страшный голод как ещё не бывало никогда прежде: люди умирали прямо на улицах и некому их было хоронить; как трупы людские, так и падшую скотину поедали собаки… люди были вынуждены есть конину…

Троицкая летопись, 1230-1231. В течение 2-х лет продолжался голодомор в Смоленске. Отрыли 4 скудельницы, в две из которых захоронили 16 тысяч, в третью - 7000, а в четвертую - 9000 человек… В тот же год голодный мор накрыл Новгород; люди убивали своих братьев и ели их затем, поедали человеческие трупы, псину, конину, съели всех кошек, ели мох, сосновые иголки, листья…

Летопись по Воскресенскому списку (Софийский временник), 1230. В Новгороде был голодомор: голод был столь силён, что многие шли на убийство близких и поедали их затем, ели трупы, конину, псину, кошек, собирали мох и кору сосны… и некому было погрести покойных.

Летопись по Воскресенскому списку (Софийский временник), 1231. В 6739 год от СМ ниспослал Бог милосердие на Новгородцев, сотворив милость: приехали из-за моря Немцы с зерном и с мукою, тем много добра сотворив для города, жители которого уже умирали от голода.

Летопись Авраамки, 1230. Наступил страшный голод: кадь ржи продавалась по 4 гривны, а овса - по 5; на рынке и по улицам собаки поедали людские трупы, растаскивая головы, руки, ноги… В скудельницу у храма Апостолов захоронили 3 030 человек, а по весне пришлось откапывать ещё две ямы в конце Чюдинцевой улицы и у Рождественской церкви. В это время в Смоленске было откопано 4 скудельницы, в две из которых захоронили 36 000, в третью - 7 000, а в четвёртую - 9 000 человек. Эта беда продолжалась два года. А в Новгород немецкие купцы срочно завезли зерно и муку… (здесь скорее всего опечатка не 36, а 16 тысяч человек, характеристика этого источника - http://www.lifeofpeople.info/sources/?age=19#source19.12).

Тверская летопись, 1230. Голод в Новгороде. Кто мог - бежал. Кто богат был - не бедствовал. Остальные лежали на улицах. Мёртвые. В скудельницу перевезли тогда 3030 человек.

Тверская летопись, 1231. Летописец продолжает описание ужасов голода в Новгороде. Беда накрыла также и Смоленск, где в четырёх скудельницах было захоронено 32 000 человек. Голод затронул всех на Руси, кроме Киева, но который не спешил помогать несчастным… в отличие от немцев, «из за моря с житом и с мукой прибегоша»

Лицевой летописный свод Ивана Грозного (Царь-Книга), 1230. В лето 6738. И разгневался Бог, и опустошил землю; и пошел дождь от дня Благовещения до Ильина дня, день и ночь: и наступил холод, и были морозы сильные: и померзли все хлеба. И покупали хлеб по восьми кун. А четверть ржи по 20 гривен новгородских; а в некоторых местах пустых сельских четверть ржи покупали по 30 гривен, а пшеницу по 40 гривен новгородских, а пшено по 50 гривен новгородских, а овса четверть по 12 гривен: и был мор у людей от голода большой, так что не могли погребать их… Голод же еще больше распространился, был не только в Новгороде, но и по всей земле Руской, за исключением одного Киева. И такой гнев Божий был. что не только мертвых людей ели, но и живые люди друг друга убивали и ели: и коней, и собак, и кошек, и тому подобное, где кто находил, ели; другие же мох, и сосну, и вяз, и кору липовую, и листья ели. Злые же люди, если где-то узнавали, что у кого-то хлеб есть, силой врывались в то место, грабили и убивали. И распространился гнев Божий; и померло людей по всей земле без числа; это же длилось два года.




6739 (1231). Многомилостевый Господь Бог послал милость свою, и наступил год, богатый всяким зерном и всякими овощами. Чужеземцы же из-за моря, узнав, что голод был по всей Русской земле и в Новгороде, пришли на множестве кораблей со всяким зерном и с мукой в Новгород и во всю Русскую землю и сделали много добра. Если бы не через них послал Господь Бог хлеб, и всякое зерно, и муку, то страшно сказать, что было бы, так уже близка была к погибели вся Русская [земля от голода].

Таким образом, события 1230 года принесли сильнейший голод в русские земли, особенно сильно пострадал Новгород, Псков, Смоленск. Вообще, как оказалось, в первую треть XIII в. наблюдается одна из самых продолжительных группировок особо опасных природных явлений, обусловивших 17 голодных лет. Из них два голода продолжались по несколько лет. В 1214-1216 и особенно в 1230-1233 гг., т. е. перед самым татарским нашествием, численность населения Руси резко сократилась. Население некоторых городов почти полностью вымерло (Смоленск). Большие потери в людях понесли от голода города северо-восточной Руси, особенно Владимир и Суздаль. Меньше всех пострадал Киев, а затем Новгород Великий. В первом в 1230 г. урожай не погиб, а в Новгород в 1231 г. заморские купцы привезли хлеб и «люди ожиша».

Повышенная экстремальность метеорологических явлений в первую треть XIII в., на первый взгляд, подтверждает выводы о постепенном ухудшении климатических условий. Однако в природе, вероятно, все обстояло гораздо сложнее. После катастрофического 1230 г. на протяжении почти 20 лет русские летописцы отмечают только солнечные и лунные затмения и умалчивают о необычайных метеорологических явлениях…

Эхо землетрясения 1230 года.

Изучая материалы по событиям 1230 года, натолкнулась на несколько статьей, в которых упоминается это явление. Интересна связь времён. Приведу отрывки из нескольких статей.

Беларусь.

В Беларуси намерены восстановить древний туровский крест. Предположительно, святыня исчезла при землетрясении в XIII веке.




Древний епархиальный крест Турова (Гомельская область) намерены восстановить в ближайшее время по поручению президента Беларуси. Средства для восстановления святыни должны выделить банки, заявил президент 16 июня во время встречи с журналистами. Речь идет о кресте Туровской епархии Православной церкви, который исчез, как полагают ученые, при землетрясении 1230 года. Тогда подземные толчки, дошедшие из Румынии (!?? Ну а откуда еще они могли быть, по мнению современных историков, иное-то не логично. - Ю.Ф. ) до территорий Руси, принесли разрушения сразу в нескольких славянских городах, в частности, в Турове был полностью разрушен епархиальный храм. Однако в 1962 году во время раскопок здесь нашли четыре свинцовые иконки с ликами святых, которые датируются XII веком, - судя по всему, они украшали престольный крест Туровского епископального храма. На одной из иконок, предположительно, изображен Кирилл Туровский (святой в Православной церкви, епископ Турова, богослов, церковный деятель, писатель, один из видных духовных деятелей Древнерусского государства в XII веке, проповедник). (https://katolik-gomel.by/rus/news/tserkov/item/3152-v-belarusi-namereny-vosstanovit-drevnij-turovskij-krest.html)

Смоленск.

«Того же лета бысть мор в Смоленсце»

Николай Воронин и Петр Раппопорт, анализируя свои многолетние исследования памятников древнего смоленского зодчества, пришли к выводу о том, что в начале XIII века в Смоленске произошло «не замедление темпов строительства, не уменьшение интенсивности, а полное прекращение строительства, его обрыв». Поиски причин приведших к такому трагическому финалу строительного дела в средневековом Смоленске привели исследователей к определенной дате. Николай Воронин и Петр Раппопорт пишут: «Можно ли найти в истории Смоленска того времени какое-либо событие или дату, которые объяснили бы такое внезапное прекращение монументального строительства? Оказывается можно. Под 1230 годом в летописях отмечена страшная эпидемия («мор») в Смоленске. За два года здесь умерло 32 тысячи человек».

Не смотря на то, что эта дата прочно укоренилась в исторической литературе, и используется многими авторами, все-таки само количество умерших смолян в этом сообщении выглядит совершенно фантастическим. Можно думать, что если бы такое событие произошло в действительности, то в Смоленске прекратилось бы не только каменное строительство, а, вероятно, вследствие полного вымирания столицы, могло исчезнуть и само Смоленское княжество. Наши сомнения подтверждает и исследователь Зайцев: «Само это сообщение о море, на наш взгляд, представляет собой попытку переосмысления внутреннего содержания статьи Новгородской первой летописи, не понятую редактором или писцом Софийской первой летописи, где описание постигшего город (Новгород - автор) голода в изложении разделено.




Почему при обработке сведений это соотнеслось со Смоленском - неясно, может быть, так по смыслу пытались связать присутствующее здесь же известие о смерти смоленского князя (Мстислава Давидовича - автор). Ни Новгородская первая летопись, ни Лаврентьевская летопись о таких катастрофических происшествиях ничего не знают. Голод в Новгороде продолжался и в 1231 году (второй год!), пока «прибегоша Немьци и-за-мория с житом и мукою и створиша много добра». <…> Все вышесказанное показывает, что избранная Петром Раппопортом дата, завершающая период строительной активности в Смоленске, не может быть признана ни удачной, ни достаточно обоснованной. Взамен, на настоящий момент предложить можно лишь весьма условное «середина XIII века»». Конец цитаты. (http://www.smol.aif.ru/society/history/1100592)

Как видим, некоторые современные историки категорически не желают глубоко разбираться в событиях и самим заглянуть в летописи. Из выше приведенных источников можно сделать однозначный вывод, голод действительно был, и не только в Новгороде, но и по всем русским земля, в меньшей степени только в Киеве. То, что Смоленск так серьезно пострадал, не вызывает сомнений, потому что мы видели в разных источниках цифру погибших в 32 тысячи, а это просто катастрофа по тем временам. И естественно, что после этого Смоленск и в целом княжество ослабевает и попадает в политическую зависимость от Великого княжества Литовского. Напомним, что так называемое татаро-монгольское нашествие не коснулось Смоленска и не могло нанести ему серьезного вреда, разрушений. Так что причина прекращения каменного строительства всё-таки в последствиях природной катастрофы 1230 года.

(...)

Окончание здесь

Русь, катастрофы, мифы, легенды, тайна, древние цивилизации

Previous post Next post
Up