Основные тенденции в губернаторском корпусе на сегодняшний день - ответственность за экономическое развитие региона, за привлечение инвестиций и за рост благосостояния населения
Первую пятёрку в Национальном рейтинге губернаторов за май-июнь 2017 года в группе лидеров-25 возглавили Евгений Савченко (Белгородская область), Дмитрий Кобылкин (Ямало-Ненецкий АО), Сергей Собянин (город федерального значения Москва), Владимир Якушев (Тюменская область) и Александр Дрозденко (Ленинградская область). Примечательно, что губернаторы Белгородской области и Ямала занимают лидирующие позиции с марта 2017 года. Таковы данные рейтинга губернаторов за март-апрель 2017 года, составленный Центром информационных коммуникаций «Рейтинг».
Главы регионов России второй группы занимают в рейтинге с 26 места по 60-е. Открывает группу середняков Дмитрий Миронов (Ярославская область), Олег Кожемяко (Сахалинская область), Юнус-бек Евкуров (Республика Ингушетия), Светлана Орлова (Владимирская область), Сергей Гапликов (Республика Коми).
Замыкает рейтинг губернаторов третья группа из 25 губернаторов. На 61-м месте - Игорь Васильев (Кировская область), на 62-м месте - Валерий Шанцев (Нижегородская область), на 63-й позиции - Дмитрий Овсянников (город федерального значения Севастополь), на 64-й - Андрей Бочаров (Волгоградская область), на 65-м месте - Артур Парфенчиков (Республика Карелия).
В самом конце рейтинга третьей группы - глава Еврейской автономной области Александр Левинталь, глава Забайкальского края Наталья Жданова и глава Республики Алтай Александр Бердников.
В таблицах «Национального рейтинга губернаторов» отмечаются предшественники только тех глав регионов, которые вступили в должность в рассматриваемый исследованием период. Для формата и целей исследования признано лишним акцентировать внимание на нюансах статуса руководителей субъектов (и.о, временно исполняющий и т.п.).
Сергей ПОЛЯКОВ
Политолог, руководитель Центра социально-политических исследований и программ
Губернаторские праймериз проходили в ситуации, когда исполняющие обязанности - кандидаты были уже назначены на свои посты президентом. Это определило как закрытую модель проведения предварительного голосования, так и достаточно спокойный характер самой кампании. В ходе праймериз, в первую очередь, решались не политические, а технологические задачи: формирование программы кандидата, мобилизация новых групп сторонников, коррекция образа кандидата и другие. Для кандидатов-варягов праймериз стали хорошей возможностью лучше познакомиться с регионом и выстроить отношения с региональной элитой. Пожалуй, только в Севастополе вокруг губернаторских праймериз возникла напряжённая атмосфера, не прибавившая плюсов Дмитрию Овсянникову. Иная ситуация складывалась на предварительном голосовании по отбору кандидатов в законодательные собрания субъектов и в органы местного самоуправления. В ряде регионов острая борьба за «номинацию» на предстоящих выборах сопровождалась резким обострением внутриэлитных конфликтов. Наиболее острая ситуация сложилась в Краснодарском крае, праймериз накануне выборов депутатов законодательного собрания носили скандальный характер и серьёзно ослабили позиции Вениамина Кондратьева.
Непростая ситуация на предварительном голосовании складывалась в Приморском крае, Тверской и Ярославской областях. И если Миклушевскому удалось выйти из сложной ситуации с минимальными потерями, то позиции Рудени и Миронова заметно ослабли. Напротив, те главы регионов, где праймериз прошли не только без скандалов, но и помогли стабилизировать внутриэлитную ситуацию, заметно укрепили свои позиции. Это, в первую очередь, губернатор Алтайского края Александр Карлин и губернатор Омской области Виктор Назаров.
Следует учитывать, что менее чем через год состоятся выборы президента и этим объясняется повышенное внимание к прозрачности и открытости электоральных процедур, в том числе внутрипартийных, как со стороны федерального центра, так и со стороны избирателей. Плюсы и минусы, заработанные главами регионов в ходе проведения предварительного голосования, будут оказывать существенное влияние на их позиции на протяжении длительного времени.
Сергей МИРОНОВ
Политик, председатель партии «Справедливая Россия»
Понимание высокой ответственности за экономическое развитие региона, за привлечение инвестиций, за рост благосостояния населения - такие основные тенденции в губернаторском корпусе я бы сегодня выделил. Губернаторы всегда являлись и являются самостоятельными политическими единицами. Они по-прежнему определяют основные направления политического диалога в регионе. Те губернаторы, кто действительно стремится к повышению темпов социально-экономического развития, заинтересованы в конкуренции здоровых политических сил в регионе. Они должны быть гарантами здорового политического диалога.
Сегодня перед нашей страной много вызовов. Поэтому нам сейчас особенно важно опираться на собственные силы и ресурсы, пристально, критически оценивать свою работу. В этих условиях чистоплотность и ответственность чиновников любого уровня не просто важна, она - непременное условие их повседневной работы. Это хорошо стали понимать и в центре, и на местах. Поэтому реакция на коррупционные преступления стала более оперативной и жёсткой. 10 сентября 2017 года состоятся выборы глав 17 субъектов Российской Федерации, из них в 16 субъектах - прямые выборы. В этих регионах нас ждёт серьёзная борьба и заинтересованность исполняющих обязанности глав в своей победе. Честность этой борьбы будет видна по прохождению муниципального фильтра основными кандидатами. В общей же части задача глав - обеспечить в избирательный период реальным политическим партиям равенство возможностей в избирательном процессе с соблюдением всех юридических норм и правил.
В целом, главы регионов действуют в рамках правового поля, обеспечивают равный доступ к СМИ, беспрепятственное распространение агитационно-пропагандистских материалов. Большинство глав оперативно и публично реагирует на нашу критику. Мы со своей стороны всегда приветствуем открытый диалог с властью.
Франц КЛИНЦЕВИЧ
Политик, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности
Общепризнанным критерием оценки деятельности губернаторов является социально-экономическое развитие региона - как его уровень, так и динамика. Однако на самом деле одни только цифры часто не дают верного представления о качестве руководства регионом.
Не менее важен, я бы сказал, общий комфорт жизни - качество рабочих мест, состояние транспорта, соцкультбыта, продовольственного рынка, возможности содержательного отдыха и досуга, культура здорового образа жизни. И здесь важным интегральным показателем я бы назвал продолжительность жизни в регионе. Именно она, как правило, всё это и отражает.
И нетрудно заметить, что общий комфорт, спокойствие и содержательность жизни порой мало зависит от богатства региона.
Очень важным критерием, исключительно важным для граждан, является состояние дел с коррупцией на тех или иных территориях. И мы часто говорим об этой проблеме не очень объективно. Замалчиваем тот факт, что коррупция наносит огромный ущерб социальному самочувствию людей даже не на региональном, а именно на местном уровне. Я немало общаюсь с людьми в широкой географии, и мне часто рассказывают, какие размеры она имеет в ряде регионов и в том числе в силовых структурах, включая порой даже сотрудников ФСБ.
Наводя порядок в этом вопросе на федеральном уровне, где становится всё больше порядка, надо более спускаться на этот, даже не региональный, а местный уровень. Надо понимать, что сегодня этот вопрос является исключительно важным для восприятия гражданами власти.
Сергей СТАРОВОЙТОВ
Политолог, политтехнолог. Генеральный директор федеральной экспертной сети «Клуб регионов»
Политические тенденции, которые мы сейчас наблюдаем на федеральном уровне и, как следствие, в субъектах Российской Федерации, связаны с заменой губернаторского корпуса качественно новым форматом руководителей. Это не просто приход технократов к власти в регионах. Это некая новая волна. К губернаторам подходят как к взаимозаменяемым фигурам. Раньше, например, в период прямых выборов глав регионов, а далее в цикле так называемых «назначенцев», глав всё равно пытались подобрать из числа местных политических элит. Такой руководитель должен был обладать неким безусловным рейтингом внутри региона, а сам рейтинг - отражать былые заслуги персоны. Назначались те фигуры, которые могли бы даже самостоятельно провести избирательную кампанию. В общем, личный рейтинг был основополагающим, важным фактором при выборе кандидатуры губернатора.
Сегодня электоральные симпатии к главе субъекта на территории и привязка к ней оказались не столь важны. На первом плане - уверенность федерального руководства в том, что губернатор является эффективным менеджером. Это должен быть человек с опытом системного управления. А его яркость не только не ценна, но складывается впечатление, что она является отрицательным моментом. Не нужны харизматики - нужны менеджеры. Именно с этим фактором связаны некоторые проблемы новых региональных начальников - им всё равно надо выходить на выборы, к которым, в силу своего склада, они не готовы. Это те, кто находился на вторых ролях и в тени процессов, хотя, возможно, даже как-то влияли на них. Я бы назвал эту тенденцию менеджерской и антипопулистской.
С точки зрения федерального руководства - главное, чтобы во главе региона находился человек ответственный, а с избирателем, как говорится, стерпится-слюбится. Перед президентской кампанией Москве нужны свои надёжные люди и уверенность в том, что они обеспечат поддержку федеральному центру.
Подробности
здесь