Начать, наверно, стоит с рутинной зарисовки. На днях некий казахстанец в «Фейсбуке» сообщил о том, что «ему прислали в WhatsApp ролик с проектом сверхскоростного поезда Гиперлуп между Алматы и Астаной».
«Сложно представить, во сколько мог бы обойтись такой проект нашей стране? Но, судя по тому, что такой проект уже распространяется в сети, он может быть вполне реален и осуществим», - сообщил пользователь.
Это рассуждение само по себе безжалостно иллюстрирует состояние нынешнего «виртуального сознания» современников. Но главная жесть в другом.
Под двести лайков, 58 перепостов, десятки комментариев.
Так вот: я, уважаемые читатели, не поленился и просмотрел комментарии.
Подавляющее большинство - о том, что нет, у нас-то в Казахстане деньги точно распилят. Что лапша это всё для туристов, ничего не построят в этой стране. Что все средства освоят такие-то (следует название казахстанского клана, я лично в них не разбираюсь), а народу как обычно шиш. Что у Казахстана просто нет денег, как у Маска, чтобы создать такую крутую вещь.
...И всего двое или трое комментаторов, кажется, пытались привлечь внимание к одному незначительному нюансу.
А именно: нет никакого Гиперлупа. В смысле, в реальности.
Его не существует. И работающих прототипов нет. И даже инженерных решений, которые смогли бы свести вместе всё обещанное, пока не опубликовано.
А всё, что есть - это статус «разрабатываемый в данный момент проект».
И ещё есть тонна видеороликов компьютерной графики, на которых гиперлуп уже есть, и летит как пуля между городами Америки и прочего мира по тоннелям с выкачанным воздухом, и доставляет пассажиров из точки А в точку Б за какие-то смешные минуты.
И ужас ситуации в том, что нашим современникам этого в массовом порядке достаточно. Потому что, см. выше, «судя по тому, что такой проект уже распространяется в сети, он вполне реален».
Тут я не могу не вспомнить собственный горький опыт.
Когда в конце позапрошлого года мы начали писать о «дутом прогрессе» в исполнении Элизабет Холмс, девушки-миллиардера - в комментарии набежало достаточное число солидных граждан, и вроде бы даже с образованием, брезгливо пояснявшие, что «главное революционное достижение Theranos - это микролаборатория на чипе, способная производить на месте комплексный анализ крови, это действительно гигантский скачок вперёд».
Это было за год до того, как все окончательно уяснили, что никакой микролаборатории нет и не было, а были обещания, видеопрезентации и анализ крови на традиционном оборудовании, купленном у конкурентов.
А пару месяцев назад я не принял к публикации текст очень хорошего отечественного автора, который, впав в патриотическое отчаяние, сообщил, что мы топчемся на месте в то время как «Илон Маск гоняет многоразовые ракеты в космос как маршрутки».
Скромная реальность, в которой на сегодня имеется 1 (один) запуск ракеты Falcon 9 с уже ранее использованной первой ступенью, несколько месяцев ремонтировавшейся после первого пуска в масковых лабораториях (в июне собираются совершить второй запуск - не той же ступени, разумеется, а другой, летавшей полгода назад) - никого не волнует.
По факту мы имеем дело с решительно победившей жизнь «три дэ реальностью» роликов, в которой уже всё есть. И она, эта виртуальная реальность, не просто победно существует и привлекает миллиардные инвестиции со всего мира. Но и действует в качестве «инструмента патриотического отчаяния» в странах вроде России и Казахстана (и, вероятно, далее везде). Где уже обсуждают, почему у нас ничего подобного-то нет и быть не может в то время, как передовые гиперлупы в настоящем мире уже бороздят пространство.
...По большому счёту мы видим возвращение на новом уровне старинной общемировой иллюзии. В старину представление о дальних странах возникало у жителей европейских городов на основании ярмарочных диковин, наблюдаемых ими во время праздников.
Так в Англии, где к XVII веку уже не было своих медведей и их импортировали из России, сложилось пресловутое ощущение о нашей стране как о родине медведей, где они бродят по улицам как дворняги. Так Европа XVIII-XIX веков представляла себе Китай по китайским фарфоровым статуэткам - как нечто невероятно утончённое, хрупкое и сентиментальное (см. «Соловья» Андерсена).
Так, наконец, наше собственное, ныне старшее, поколение представляло себе в 1980-х быт Америки по голливудскому кинематографу.
Сегодня в роли «ярмарочной реальности» выступают рекламные материалы корпораций, создающие мощным своим потоком впечатление уже наступившего где-то будущего.
В подобной ситуации задача пробиться к сознанию граждан со стороны настоящей, заоконной реальности с годами становится всё более сложной.
Виктор Мараховский
источник