Опыт противостояния «цветным» революциям и Россия

Oct 02, 2013 11:31

«Мягкая сила» в последнее время стала одним из основных методов реализации масштабных внешнеполитических проектов Запада, прежде всего США. Её эффективность продемонстрировали события в Грузии, на Украине, а также в Киргизии и в Узбекистане. Особенно ярко мощь «мягкой силы» стала очевидна в ходе «арабской весны». И хотя «арабская весна» завершилась совсем не так, как рассчитывали её устроители, эффективность этих методов межгосударственного противоборства очевидна - практически во всех основных государствах Северной Африки правящие режимы оказались свергнутыми, а сами страны переживают период внутренней нестабильности и упадка.

В современной России условия, необходимые для инспирирования «цветной» революции в основном сложились. Это значит, что попытки внешних сил инициировать в нашей стране «цветную» революцию вполне возможны. Более того, наличие большого ядерного потенциала фактически не оставляет иного способа разгрома России, кроме как «цветная» революция. То есть сегодня «цветная» революция может считаться основным способом реализации внешних угроз России. Успех таких попыток грозит нашей Родине утратой государственного суверенитета и возможным распадом, подобно СССР, с исчезновением с политической карты мира.

В этих условиях выработка наиболее эффективных методов противодействия попыткам осуществления «цветной» революции является важным шагом для обеспечения безопасности страны. Опыт противодействия «цветным» революциям на постсоветском пространстве (в Грузии, на Украине, в Киргизии и в Узбекистане), на Ближнем Востоке и в Северной Африке свидетельствует, что основным условием успеха противостоящих сторон в «цветной» революции является возможность привлечения на своей стороне максимально возможной части населения страны при обеспечении минимизации поддержки со стороны населения противоположной стороны.

Силовые структуры государства играют решающую роль на первых этапах «цветной» революции при относительно небольших масштабах выступлений. При достижении масштабов протестных выступлений некоторой критической величины в условиях масштабной внешнеполитической поддержки «цветной» революции, силовые структуры утрачивают способность противостоять революционной волне, частью за счёт нежелания рядового и младшего командного состава выступать против своего народа, частью из опасения высшего и среднего командного состава за своё будущее в условиях нарастающей нестабильности власти.

Однако, для привлечения на свою сторону активной части населения в условиях недостаточно высокого авторитета действующей власти (а при иных условиях никто и не попытается осуществить «цветную» революцию) необходим тщательно продуманный на всех уровнях - от стратегического до тактического - комплекс действий с использованием всех возможных методов управления обществом. То есть эффективное противостояние «цветной» революции возможно только на основе комплексного применения всего спектра методов влияния на общество.

Всё многообразие таких методов, с учётом особенностей их применения при решении задачи противодействия «цветной» революции, целесообразно свести в пять основных групп:
нормативно-правовые,
административные,
информационные,
экономические,
силовые.

Применение любых из перечисленных методов при решении противодействия «цветной» революции должно преследовать достижение главной цели - достижение социально-политического превосходства действующих властных структур над силами «цветной» революции. Для этого власть должна добиться привлечения на свою сторону большей части активного населения страны и хорошо организовать действия в свою поддержку, одновременно лишив значимой социальной поддержки сторонников «цветной» революции, не допуская их организованных действий.

Для решения этих задач нормативно-правовые методы могут применяться главным образом для создания условий, препятствующих развёртыванию активной политической деятельности лидеров и организаций, ориентированных на свержение действующей власти, а также осуществлению их поддержки, как материальной, так и интеллектуальной из-за рубежа. Нормативно-правовые методы могут быть эффективно применены для ослабления экономического и информационного потенциала сил, готовых поддержать «цветную» революцию в России (например, ввести некоторые ограничения на деятельность прозападных бизнес-элит в России).

Важную роль нормативно-правовые методы могут сыграть для улучшения социально-политического имиджа лидеров действующей власти за счёт принятия законов и иных правовых актов, способствующих облегчению социально-политического положения экономически уязвимых, но социально-активных слоёв общества. Примером эффективного применения нормативно-правовых методов для предотвращения «цветной» революции в России может послужить принятие Федерального Закона обязывающего НКО, участвующие в политической деятельности в России и имеющие поддержку из иностранных источников, регистрироваться как иностранные агенты.

Анализ опыта предшествующих «цветных» революций показывает, что наиболее эффективны нормативно-правовые методы в периоды, предшествующие «цветной» революции для устранения условий её возникновения. С её началом, эффективность применения этих методов резко снижается, давая порой прямо противоположный эффект.

Административные методы обладают большей оперативностью, чем нормативно-правовые и позволяют решать широкий круг задач предотвращения «цветной» революции, главным образом на этапе её подготовки. Наиболее эффективно эти методы могут быть использованы для достижения организационного превосходства сил, противостоящих «цветной» революции, над сторонниками последней. В частности, это возможно путём создания патриотических общественно-политических организаций и партий (как явных, так и скрытых) и поддержки их деятельности, предоставлением организационного и отчасти материального и информационного ресурса, в сочетании с созданием различных препятствий в создании и деятельности организациям сторонников «цветной» революции в России.

Информационные методы являются при решении большинства задач противодействия «цветной» революции наиболее важными. Они играют ключевую роль практически на всех этапах подготовки и осуществления «цветной» революции и от эффективности их применения зависит в решающей степени возможность её недопущения или пресечения в случае начала. Опыт успешных «цветных» революций показывает, что именно превосходство их сторонников в информационной сфере обеспечило им успех. Неэффективное применение, даже превосходящего по потенциалу информационного ресурса государственной власти приводит к её падению.

Анализ опыта прошедших «цветных» революций показывает, что основной целью применения информационных методов сторонниками действующей власти в ходе подготовки и осуществления «цветной» революции является привлечение на свою сторону политически активного населения, повышение морально-политического потенциала своих сторонников, создание и поддержание благоприятного имиджа за рубежом и дезорганизация структур сторонников «цветной» революции, а также отражение информационной агрессии из-за рубежа. При успешном достижении этих целей возможность реализации «цветной» революции в России в значительной степени будет нейтрализована.

Однако, как показывает опыт прошедших «цветных» революций, в современных условиях решающее значение в достижении информационного превосходства играют не столько располагаемый потенциал традиционных средств массовой информации, сколько наличие привлекательной идеи и влияния в блогосфере и социальных сетях. При этом идея должна быть достаточно подробно проработана в научно-методическом отношении, чтобы составить равноценную конкуренцию в этом отношении с имеющимися, прежде всего с либеральной, под знамёнами которой в основном и организуются сегодня «цветные» революции Западом. Без этого она не сможет овладеть политически активными, как правило, относительно развитыми в интеллектуальном отношении, массами населения.

Экономические методы имеют значение для подрыва материально-ресурсного потенциала сил «цветной» революции. Их основу составляют технологии, позволяющие парализовать деятельность и в дальнейшем по возможности разорить внутренние экономические субъекты, составляющие материальную базу «цветной» революции, нейтрализовать деятельность на территории России иностранных экономических структур, поддерживающих деструктивные силы, блокировать накопление и перемещение материальных средств и финансов последних. При одновременной материальной поддержке (преимущественно скрытой через независимые организации) патриотических общественных организаций и движений, это позволит добиться материального превосходства последних над сторонниками «цветной» революции.

Экономические методы имеют значение для предотвращения и пресечения «цветной» революции на всех этапах её подготовки и осуществления. Однако наиболее они значимы на этапе её предотвращения, когда она только зарождается. В частности, дружественная по отношению к наиболее активным и экономически уязвимым слоям населения в этот период, позволит существенно снизить социальную напряжённость.

Силовые методы во всём их многообразии - от деятельности спецслужб и органов охраны правопорядка, до применения Внутренних войск и даже Вооружённых Сил, могут применяться на всех этапах формирования и развития «цветной» революции для её предотвращения. Они могут применяться в основном для дезорганизации структур сторонников «цветной» революции, подавления массовых беспорядков и поддержания порядка в населённых пунктах.

Первую из этих задач, в основном должны решать спецслужбы и правоохранительные органы путём изоляции лидеров и организационных центров сторонников «цветной» революции. Остальные задачи возлагаются на Внутренние войска, с привлечением Вооружённых Сил лишь для подавления достаточно масштабных вооружённых выступлений «цветной» оппозиции, когда Внутренние войска с ними справиться не могут.

Однако, необходимо учитывать, что необоснованное и должным образом не обеспеченное, главным образом, информационными методами, применение Внутренних войск и Вооружённых Сил может привести к переходу части их на сторону «цветной» оппозиции. В этой связи применение Внутренних войск и Вооружённых Сил целесообразно лишь в периоды наиболее острого противостояния сил «цветной» революции и власти, желательно в условиях, когда оппозиция решилась на локальное вооружённое противостояние (на что её можно спровоцировать).

Помимо перечисленных государственных органов и структур сторонникам «цветных» революций могут эффективно противостоять в силовом отношении казачьи и другие патриотические организации, обладающие соответствующим потенциалом. Действуя во взаимодействии с правоохранительными органами, подразделениями Внутренних войск и Вооружённых Сил в передовом эшелоне, они могут дезорганизовать выступления сторонников «цветной» оппозиции, взять на себя основную морально-психологическую нагрузку, связанную с разгоном таких выступлений.

Исходя из приведённого спектра методов парирования «цветной» революции в России очевидно, что для достижения этой цели потребуется привлечь все государственные структуры и негосударственные образования, основная часть ресурсов общества и все возможные его средства:

1. Официальные дипломатические органы государства, которые в рамках реализации геополитической стратегии России, решают свойственные им задачи политико-правового и дипломатического обеспечения мер по предотвращение иностранной поддержки сил «цветной» революции в России.

2. Органы законодательной и исполнительной власти всех уровней - от федерального до местного, которые могут стать основным инструментом реализации мер противодействии «цветной» революции нормативно-правового и административного характера.

3. Государственные органы и средства массовой информации, которые станут основным средством ведения информационного противоборства.

4. Научные государственные и негосударственные учреждения, организации и общества, которые должны стать основной силой в создании государственной идеологии и её распространении.

5. Находящиеся под контролем государства экономические субъекты, которые должны стать основным инструментом реализации экономических мер противодействия «цветной» революции.

6. Органы, обеспечивающие безопасность государства - ФСБ и МВД, Вооружённые Силы, негосударственные военизированные формирования и казачество являются основным военно-силовым фактором проведения геополитической стратегии России.

7. Проправительственные и патриотические политические партии и движения, Русская православная церковь и исламские религиозные организации, государственные и негосударственные организации и учреждения культуры, творческие организации, которые должны стать основной консолидирующей силой народа внутри России в противостоянии «цветной» угрозе.

Существенно различаясь по существу воздействия и получаемым результатам, эффективность деятельности всех перечисленных сил и средств находится в сильной зависимости друг от друга. Это определяет необходимость теснейшей увязки действий таких разнообразных структур единым замыслом и планом.

Анализ характера «цветных» революций в Грузии, на Украине, в Киргизии и в Узбекистане, а также в странах Северной Африки и Ближнего Востока показал, что их главной движущей силой стала протестная часть населения, которая в рамках действующего политического режима не имеет возможности решить свои личные проблемы, главным образом материального и духовного характера. Эти слои весьма склонны к проявлению любых форм протеста и готовы поддержать любую силу, которая будет выступать против действующей власти и властной элиты.

При отсутствии внутренних основ для организации, представители этих слоёв весьма оперативно присоединяются к любым дееспособным организациям, выступающим против действующей власти, в крайне короткие сроки наращивая их численность и мощь до уровня, когда они становятся способными свергать существующие режимы. Как правило, невысокая идеологическая и политическая подготовка представителей большей части протестного населения не даёт им возможности сделать правильный выбор - за кем идти в спектре оппозиционных правящей элите политических сил. Поэтому в большинстве своём идут за теми, у кого выше организация, больше материальных и информационных ресурсов, кто более агрессивно настроен против правящей элиты. Именно по этой причине в «цветных» революциях побеждают разные по политической направленности силы: на Украине и в Грузии - это прозападные силы, в Киргизии - представители национальных кланов, ориентированных на сотрудничество с Россией, в Египте и в Тунисе - исламистские группировки.

Поэтому важнейшим уроком, который следует извлечь из произошедших «цветных» революций, состоит в том, что важнейшим условием устойчивости политической системы при существовании достаточно большого протестного потенциала среди населения страны является наличие доминирующей среди слоя протестно настроенного населения политической партии или движения, готового взаимодействовать с действующей властной элитой в интересах недопущения прорыва к власти в стране политических сил, представляющих интересы иных государств и криминальных структур, способного в критической ситуации взять под контроль протестное население, его организовать и направить его энергию в безопасном для государства направлении.

Должен появиться политический субъект во главе с разумными и неангажированными иностранными или криминальными структурами лидерами, реально представляющий большую часть протестного населения страны, с которым можно было бы вести политический диалог.

Партия реальной оппозиции

Такая политическая организация должна удовлетворять ряду требований, важнейшими из которых являются следующие:

1. Она должна быть достаточно хорошо организована, чтобы при обострении ситуации смогла в организационном отношении возглавить протестные слои населения, прежде всего их активную часть и воспрепятствовать возникновению массовых беспорядков или, по крайней мере, свести их к минимуму, а также предотвратить возможность захвата контроля, даже частичного над активной частью протестного населения со стороны криминальных структур, экстремистских организаций и иностранных спецслужб.

2. Её руководство должно обладать достаточным интеллектуальным потенциалом и информированностью об обстановке, чтобы обеспечить интеллектуальное и информационное превосходство, как внутри партии, так и над её противниками среди протестного населения. Это необходимо для выработки наиболее эффективных решений на действия в критической ситуации, чтобы, с одной стороны, не допустить перехвата инициативы внутри партии (движения) со стороны представителей иных сил, внедрённых в партию, а также обеспечить удержание контроля над протестным населением.

3. Она должна иметь достаточно хорошо проработанную идеологическую основу своей деятельности, включающую три основных элемента идеологии - мировоззренчески-философские и социально-политические основы, а также основные положения геополитической концепции.

При этом эта идеология должна быть такой, чтобы во всех трёх аспектах, она с одной стороны могла бы быть принятой основной частью протестно настроенного населения, а с другой, - неявно создавать идейную основу для сотрудничества с действующей властью и не нести на себе негативные аспекты памяти предыдущих идеологических систем, реализовывавшихся на территории России.

Она должна базироваться на новейших достижениях естественных и гуманитарных наук, что создаст ей благоприятные условия для принятия её интеллектуальной частью протестного потенциала, особенно чувствительного к доказательности и корректности различных теорий, прежде всего, идеологической (особенно в части мировоззрения) направленности. При этом, она не должна находиться в противоречии с теми идеологическими системами, которые в памяти протестной части населения ассоциируются с успехами в обществе (это, прежде всего, православие и коммунистическая идея). Такая идеология должна быть в логической гармонии с ними, отличаясь от них по тем аспектам, которые ранее приводили к негативным явлениям в обществе.

Доминирование в России среди протестного населения атеистических настроений, предполагает, что такая идеология должна быть создана на научных основах, а наличие значительной части верующих делает необходимым, чтобы эта идеология в своих выводах подводила к представлению о правильности их вероисповеданий или, по крайней мере, не противоречивости с ними.

Идеология такой партии (движения) должна хотя бы в общих чертах быть проработана в трёх уровнях представления:

Первый - теоретический, самый детальный, ориентированный для узкого круга протестного слоя интеллектуалов. Предназначен для строго логического доказательства идеологической состоятельности движения, их убеждения в корректности идеи, её способности вывести общество из затруднительного положения и устранить те противоречия, которые по их мнению являются наиболее гибельными для страны.

Второй - прикладной, обобщённо содержащий основные положения идеологии и доказательства их корректности, позволяющие вести публичные идеологические споры людям, не являющимся специалистами-идеологами. Предназначен для идеологической подготовки руководителей всех уровней партии (движения) и специалистов в области информационного противоборства.

Третий - лозунговый, состоящий из определённого набора лозунгов, создающих «идеологическое лицо» партии (движения) и обеспечивающий «идеологическую узнаваемость» среди основной части населения. Предназначен для формирования идеологических ориентиров протестного населения, играя роль своеобразного «идейного руля», способствующего существенному повышению эффективности управления им, особенно в критических ситуациях… источник

Previous post Next post
Up